Войти в почту

Символ Родины - её защитник

В этом году Россия отмечает 800-летие со дня рождения князя Александра Невского. Отрадно, что наши соотечественники до сих пор любят и уважают полководца. Когда на одном из федеральных каналов был запущен проект «Имя России», полмиллиона опрошенных телезрителей назвали этого государственного деятеля победителем конкурса. Как же случилось, что спустя восемь столетий память о нём не только трепетно хранится, но и объединяет множество людей? Об этом «Щиту и мечу» рассказывает публицист, журналист, иконописец, писатель, автор книги «Александр Невский. Начало империи» Виктор Саулкин: Заступник народа - Учитывая, какой вклад внесли русские герои в мировую культуру и науку, какие великие полководцы на протяжении сотен лет в кровопролитных битвах и сражениях громили врагов, защищая Россию от нашествий с запада и востока, задача стояла непростая. Телезрители более полугода выбирали того, кто мог бы стать символом страны, олицетворять её историю и судьбу. Нелегко было сделать выбор, но в итоге «Именем России» наши граждане назвали святого благоверного князя. Примечательно, что опрошенные имеют в виду вовсе не великого правителя, возглавлявшего страну в период расцвета и могущества нашего государства. А скорее, молодого князя, стоявшего у руля в годы, когда разорённая монголо-татарским нашествием Русь оказалась под властью иноплеменников и вынуждена была платить дань хану Золотой Орды. Но именно в это трагическое время Александром Невским были заложены духовные основы будущего величия державы. Позже она раскинется на 1/6 часть света, объединит в своём государстве 190 различных народов и этносов, сохранив за тысячелетнюю историю даже самые малые народности и племена, упомянутые ещё в «Повести временных лет» Летописцем Нестором. Свою книгу «Александр Невский. Начало империи» я назвал так потому, что князя Александра Невского действительно можно считать родоначальником российской имперской державности. Его младший сын Даниил, канонизированный в лике святых, становится основателем династии московских государей. Правнук Даниила - святой благоверный князь Димитрий Донской - побеждает Орду на поле Куликовом. Его потомок Иоанн Васильевич III собирает русские княжества в единое Русское государство. Его внук - государь Иоанн Васильевич IV Грозный - начинает своё царствование с прославления Александра Невского. И в царствование Грозного царя, несмотря на то что с огромным напряжением сил приходится вести войну и на востоке, и на западе, Россия становится могущественной державой, начинается присоединение Сибири. В трагическом для Русской земли ХIII cтолетии Александр Невский не позволил размолоть Русь между страшными жерновами латинского Запада и языческого Востока. Заложил духовный фундамент русской государственности, на котором была создана великая страна. Следуя заветам святого князя, русские государи раздвинули пределы державы, Москва стала Третьим Римом. Против экспансии Ватикана Главный завет полководца - сохранить свою душу, чистоту веры. Враг, посягнувший на религиозные убеждения народа, убивает его внутренний мир, и такой народ прекращает своё историческое существование, погибая или растворяясь среди более сильных племён. Сохранившим чистоту веры, свою душу Господь дарует победу над любым врагом. Сегодня, наблюдая за тем, что происходит в мире, мы понимаем, что завет святого князя не менее важен для русской цивилизации, чем в далёком ХIII веке. Когда в Риме стало известно о том, что Русь опустошена и обескровлена страшным нашествием степной конницы, разгромлены и сожжены русские города, пали в битвах с монголами многие князья вместе со своими дружинами, иностранцы решили, что настал час, когда силой меча удастся заставить русских подчиниться власти римского первосвященника. По благословению главы католической церкви его представитель на Востоке - легат Вильгельм Моденский - несколько лет неустанно трудился, чтобы собрать силы всей Северной Европы для похода на Новгород. Наконец ему удалось объединить шведов, норвежцев, датчан, ливонских немцев и рыцарей Тевтонского ордена. Так было подготовлено совместное наступление латинского воинства на земли Северо-Западной Руси. В Риме надеялись, что удар такой мощной силы Новгород и Псков не выдержат, а остальные русские княжества, обескровленные татарским нашествием, прийти на помощь новгородцам и псковичам не смогут. Римский папа уже готовил епископов в епархии, которые должны были быть учреждены в новых владениях «апостолического престола». Но разгром князем Александром шведов на Неве и тевтонов на Чудском озере разрушил планы Рима. После двух сокрушительных поражений ни шведы, ни ливонские рыцари не желали больше встречаться с грозным новгородским князем на поле битвы. Бессмысленно было издавать новые буллы, призывая к Крестовому походу на «русских еретиков». Александр Ярославич напрочь отбил охоту у скандинавов и тевтонов воевать с Новгородом. За это народ любил и почитал князя. Страшен и после смерти Впрочем, есть люди, придерживающиеся другого мнения. Они считают Александра Невского «основателем самодержавия и тоталитарного полицейского государства». Обвиняют его в разрыве отношений с цивилизованным Западом, утверждая, что с тех пор, то есть с ХIII века, в России процветают ксенофобия и недоверие к Европе. А общенародная любовь к Александру Невскому, по их мнению, - следствие «идеологического мифа», мол, культ его почитания насильно навязали народу царь Иоанн Грозный, император Пётр I и Сталин. Князя обвиняют в том, что он, «руководствуясь жаждой власти», подчинил Русь Золотой Орде и тем самым оторвал от Европы. С тех пор якобы и разошлись пути России и «всего цивилизованного человечества». Александр Невский, по их словам, «прислужник Орды», «коллаборант», предавший Русь татарам», «святой палач Руси», заложивший основы будущего тоталитарного сознания русского народа. Эти люди видят в поступках князя лишь жажду власти и корысть. Называют его «деспотом, уничтожившим на Руси демократические начала». Обвиняют в том, что он подавил мятеж новгородцев, которые не желали платить дань Орде. Между тем надо понять, откуда дует ветер. Князь Александр, чтобы заставить своевольный Великий Новгород вместе со всей Русской землёй платить дань в Орду, действительно вынужден был жёсткой рукой усмирить вспыхнувшее в городе восстание. По свидетельствам летописцев, Александр Ярославич часто бывал «милостив паче меры», но в этот раз сурово наказал мятежников, и не только потому, что те втянули в противостояние с отцом его сына, молодого и горячего Василия. Князь ясно представлял, что ожидало Новгород, если бы правитель Золотой Орды послал бы войско утихомиривать непокорный город. Его неминуемо постигла бы судьба Владимира и Киева, Чернигова и Галича, Кракова и Сандомира, Буды и Пешта. Осаждать и брать приступом населённые пункты монголы умели. А по дороге на Новгород захватчики снова разорили и опустошили бы все русские земли, лежащие у них на пути. Новгородцы были гордыми, смелыми и вольнолюбивыми людьми, но их Родина была тесно связана торговым договором с ганзейскими городами Европы, имела связи с Востоком и Югом. Поэтому слишком силён был здесь купеческий дух расчётливого себялюбия, поиска выгоды и прибыли. Князь Александр Ярославич заставил новгородцев разделить вместе со всей землёй тяжесть «ордынского выхода» - дани, которую Русь платила Золотой Орде. Потомкам святого Александра Невского, великим князьям московским и государям придётся ещё не раз усмирять жителей вечевой боярской республики, заставляя в единстве со всей Русской землёй и тяготы нести, и созидать, и творить славу великой державы. Верный выбор Опрометчиво заявляя, что Русь почти без борьбы склонилась под власть Золотой Орды, помнят ли эти люди о том, как и почему отец Невского, Ярослав Всеволодович, которому пришлось хоронить мёртвых и отстраивать разорённые и сожжённые города, вынужден был признать власть хана? Князю Ярославу было ясно, что у обескровленных русских княжеств не было сил в то время сопротивляться многочисленным полчищам монголов. Александр Ярославич, побывав с отцом в столице Орды Каракоруме в далёкой Монголии хорошо представлял силу империи, созданной Чингисханом. Огромной державы, которая простиралась от Тихого океана на востоке до Тигра и Евфрата на западе и включала в себя десятки племён и народов. Взглянув на карту, можно себе представить соотношение сил: небольшие русские княжества на северо-востоке Европы и огромная империя монголов, занимавшая в то время почти всю Евразию. И князь, проявив мудрость и смирение перед волей Божией, сделал всё, чтобы с трудом возрождавшаяся на Русской земле жизнь не погибла под копытами степных лошадей во время очередного нашествия неисчислимой ордынской конницы. Несмотря на то что иго Золотой Орды принесло огромный вред Русской земле (ни о каком «симбиозе» Руси и Орды говорить не приходится), русские выстояли, закалились и создали великую православную империю - то самое якобы «полицейское государство», так ненавистное его внешним и внутренним противникам. Псевдоисториков, обвиняющих князя Александра в непоследовательности его действий на Западе и Востоке, легко разоблачить. Ведь они утверждают, что Запад Руси не угрожал, так как на это у западноевропейских государств не было сил. Но при этом обвиняют Александра Невского в том, что князь не согласился на предлагаемую Западом помощь в борьбе с монголами. Ставят в пример современника - князя Даниила Галицкого, - который принял из рук Римского папы королевскую корону в обмен на обещание поднять в Крестовый поход на татар рыцарство всей Европы. Но всем известно, что Даниил, выполнив эту просьбу, от Рима ничего так и не получил. Судьба могущественного Галицко-Волынского княжества, которое потеряло свою государственность и было разделено западными соседями Руси, свидетельствует о том, какая участь постигла бы Русскую землю, если бы Александр Невский не проявил великую мудрость. Православное население Галицко-Волынского княжества стало бесправными «схизматиками» для польских панов в Речи Посполитой. Лишь те земли Киевской Руси, что отвоевали как свою «отчину и дедину» московские князья, остались русскими и сохранили православную веру. Историк и архитектор Владимир Махнач подчёркивал, что из каменных домонгольских церквей на Руси остались лишь храмы Северо-Восточной Руси. На земле, некогда процветающей и славной Галицко-Волынской Руси (сегодня это территория Украины), попавшей под влияние Запада, ни одного каменного храма того периода не сохранилось. И это показательный пример - Западная (Червонная) Русь, оказавшаяся под властью Рима, так и не смогла сохранить свою независимость и самобытность. Сторонникам «европейского выбора» заметим, что Куликовская битва (1380) - первое значительное поражение, нанесённое ненавистным оккупантам, состоялась меньше чем через 150 лет после нашего крупного поражения на реке Сити (1223). Прошло ещё 100 лет, и после стояния на Угре (1480) бежал хан Ахмат, а ещё через 72 года после Угры государь Иоанн Васильевич покорил осколки Золотой Орды: Казанское и Астраханское ханство. А вскоре Ермак Тимофеевич, разгромив самозванца Кучума, присоединил к России огромную Сибирь. Так зарождалась империя! Известный русский учёный и мыслитель Владимир Иванович Вернадский в своей работе «Два подвига Александра Невского» писал о подвиге брани на Западе и подвиге смирения на Востоке. Они имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского царства совершилось на почве, уготованной Александром. Это интересно! Сила кино 1 декабря 1938 года на экраны вышел фильм «Александр Невский». Историко-биографическая картина о легендарном русском полководце была снята и смонтирована Сергеем Эйзенштейном всего за полгода по личному заказу Иосифа Сталина. Главный герой произносит фразу: «Кто к нам с мечом придёт - от меча и погибнет! На том стояла и стоять будет земля Русская». В августе 1939 года, после того как СССР и Германия заключили пакт о ненападении, фильм был запрещён из соображений политкорректности по отношению к Германии. Все его копии были изъяты из обращения. Но в 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, «Александра Невского» не только разрешили, но и обязали показывать во всех кинотеатрах - для укрепления боевого духа народа. Успех фильма был ошеломительным. Картина сыграла огромное значение не только во всенародной реабилитации князя как представителя «класса эксплуататоров», но и в самой Победе. После революционных событий 1917 года с «парохода современности» начали сбрасывать всё старорежимное, устаревшее, начиная с Пушкина и заканчивая русскими святыми. Останки князя, торжественно захороненные Петром I в Александро-Невской лавре, были фактически осквернены в годовщину его 700-летия со дня рождения. В мае 1922 года серебряная гробница - рака - вскрыта, выпотрошена и отправлена в музей Эрмитажа, где находится до сих пор. Плохо подготовленное контрнаступление под Москвой (без необходимого троекратного перевеса сил, танков и авиационного прикрытия) началось накануне его дня памяти - 5 декабря 1941 года и получило неожиданное для многих развитие, завершившись аккурат 20 апреля, фактически в день 700-летия одержанной им победы над… немцами на льду Чудского озера, отодвинув фронт от столицы на 150-300 километров. Этот период стал, пожалуй, пиком популярности князя, возвращённого своему народу после страшных лет разрушительного послеоктябрьского безумия. Его имя перекочевало тогда не только на экраны, в книги, плакаты и газетные полосы, но на борта боевых самолётов и ордена. Режиссёр и автор сценария Сергей Эйзенштейн получил Сталинскую премию и степень доктора искусствоведения без защиты диссертации. В 1978 году, по результатам опроса киноведов мира, «Александр Невский» включён в список ста лучших фильмов всех времён и народов. Александр Невский словно стал гарантом возвращения России на свой исконный, исторический, пусть и чересчур тернистый путь.

Символ Родины - её защитник
© МВД МЕДИА