Генерал-майор, цесаревич и Красная шапочка. Премьера в Театре Сац
Детский музыкальный театр им. Наталии Сац официально закрылся на реконструкцию. Но для художественного руководителя и главного режиссера Георгия Исаакяна с труппой - это не причина для остановки творческого процесса. Большой зал на ремонте, а Малый принимает своих зрителей. В рамках 55-го юбилейного года своего существования коллектив выпустил новый спектакль "вечной сказки" Шарля Перро в музыкальной версии Цезаря Кюи. Детская опера-сказка "Красная шапочка" была написана Цезарем Антоновичем Кюи (1835-1918) в 1911 году. В 1912-м вышел клавир оперы, опубликованный в бесплатном приложении к детскому журналу "Светлячок". На титульном листе издания красовалось посвящение: "Его Императорскому Высочеству наследнику цесаревичу Великому Князю Алексею Николаевичу" - 8-летнему сыну Николая II. Не всякий автор имел право посвящать свои сочинения особам царской крови. А Цезарю Антоновичу, крупному ученому в науке фортификации, генерал-майору со множеством наград, учителю военного дела самого императора Николая II это было дозволено. Фото: Игорь Родин Цезарь Кюи - уважаемая личность при дворе, фигура поистине ренессансная. Член объединения русских музыкальных деятелей "Могучая кучка", музыкальный критик, композитор, оставивший обширное творческое наследие в разных жанрах, написал четырнадцать опер, четыре из них созданы для детей. Опера "Красная шапочка", с именным посвящением маленькому наследнику, с партиями только женских голосов, вероятно, имевших в виду четырех дочерей императора и весь гувернёрско-педагогический придворный аппарат, могла быть примером представления, которое разыгрывается в семейном кругу, где все члены фамилии и их приближенные являются сами себе артисты и сами себе режиссеры. Широко бытующие в России середины XIX - начала XX вв. традиции домашних театров дворянского сословия послужили ключом к постановке "Красной шапочки" в Театре Сац. Камерный, очень милый, слегка назидательный и мягко воспитательный спектакль получился у творческой команды создателей. Легкий и ненавязчивый сюжет, тем не менее, обрел исторический аспект визуального воплощения. Стиль начала прошлого века был выдержан во всем. Прически, костюмы, аксессуары давали безошибочно отсыл к эпохе, последним годам правления Николая II. Фото: Игорь Родин Сам наследник Алексей, в матроске, сидел перед сценой, как главная историческая деталь. Придумщики спектакля исходили из любопытства любого мальчишки, поэтому на сцене летает аэроплан, едет поезд братьев Люмьер в немом кино, показываются страшилки в театре теней, девичья прислуга марширует с ружьями. Все это вплетается в пёстрое действо, где можно продемонстрировать во вставных номерах самые разнообразные таланты и успехи домочадцев-участников: сёстры с гувернантками танцуют, разыгрывают миманс, распевают дуэты, исполняют инструментальное трио Кюи (Е. Луковская, скрипка; Тимофей Карасиков, флейта; Ирина Красавина, фортепиано). Сама императрица-мама спела романс Кюи "Ты и Вы" на слова А. Пушкина, аккомпанируя себе на рояле. В зале ребячья публика начинала перешёптываться, когда видела патефон и телефон первых образцов, угольные утюги и совсем неузнаваемые устаревшие предметы, которые доставали из разрезанного живота волка. Взрослые реагировали на свои аллюзии: звучавший в доме бабушки Красной шапочки голос Шаляпина с песней о двенадцати разбойниках и историческую хронику царской семьи на заднике сцены. Фото: Елена Алексеева Композитор не оркестровал свое сочинение. Владимир Белунцов сделал оркестровую редакцию инструментального сопровождения сольных и хоровых номеров. По словам аранжировщика он пытался сохранить пленительную красоту авторской музыки. Действительно, в опере царит песенно-романсовое русское бельканто, плагальная мягкость и закругленность музыкальных фраз, подчеркнутые прозрачной оркестровкой. Оркестровые дамы и господа во главе с маэстро дирижером также были причесаны и одеты согласно моде тех времен. Постановщики спектакля позаботились о невероятно обстоятельном буклете-программке новой постановки. В нем размещены несколько интересных разделов, исторические справки и много любопытного, например, о четвертой дочери царя Анастасии, которая по общему мнению обладала яркой способностью к пародированию. Звезде семейных спектаклей за непоседливый характер домашние дали прозвище "Швибзд". Альбина Файрузова (Красная Шапочка) создала живой и игривый образ своей героини, похожий на образ Анастасии. Необыкновенно обаятельный получился волк в исполнении Анны Холмовской. Голос, в меру страшный, выразительный, с приятным тембром хорошо сочетался с мимикой и мило-стеснительными гримасами извиняющегося хищника в конце. Две певицы сладкозвучно спели дуэт Кюи "Так и рвётся душа" на слова А. Кольцова, вставной номер, как и все дополнительные номера, украсивший музыкальный текст и сценическую драматургию оперы. Это была идея режиссера-постановщика Георгия Исаакяна. Фото: Елена Алексеева В целом спектакль произвел впечатление игрового урока-совета, мягкого и полного любви к зрителю, теплого и сердечного, наверно такого, как преподавали Алексею все учителя и наставники. Думается, что юные зрители, пришедшие на премьеру, также усвоили урок, разного рода новые знания, которые сложатся в более цельное представление минувшей эпохи. P.S. Совсем недавно в Перовском районе Москвы состоялся спектакль "Домашнего театра семьи Ольги и Дениса Долматовых", в которой растут пять замечательных и талантливых сыновей. Зародился семейный театр для внутреннего пользования, но заразил собой друзей и знакомых. Теперь он вышел за рамки семьи, пользуется успехом. Сацовцы в своей "Красной шапочке" чутко уловили ту самую атмосферу семейственности, не зависящей от ранга родителей.