Игорь Верник: Костик из "Покровских ворот" возвращается в прошлое с грустью и любовью
В Театре на Бронной идут предпремьерные показы спектакля "Дядя Лева" по пьесе Леонида Зорина "Покровские ворота". Главную роль уже повзрослевшего, но столь же обаятельного Костика воплотил на сцене Игорь Верник. В беседе с ТАСС актер рассказал, как совсем иначе, чем в знаменитом фильме, представлена история в новой постановке, почему она стала глубоко личной для него и как благодаря спектаклю Константина Богомолова он смог осуществить не только свои мечты, но и мечты своего отца.
— Игорь Эмильевич, фильм "Покровские ворота" — одна из культовых советских комедий, а что он значит именно для вас? Когда он вышел, вы учились в Школе-студии МХАТ. Сохранились ли у вас воспоминания о первом просмотре?
— Для меня это очень ностальгическая, личная история. Я учился в школе вместе с сыном Михаила Михайловича Козакова — Кириллом. Мы дружим с третьего класса. Помню, как вместе с Кириллом мы ездили на съемочную площадку, на Патриаршие пруды, где снимали один из эпизодов этой картины. Помню, как смотрел, обалдевший от восторга, на то, как Козаков что-то объяснял актерам, потом звучала команда "Мотор"...
В 1983 году, когда снимался фильм, я учился на третьем курсе Школы-студии МХАТ. Я был безбашенный, влюбленный, в меру наивный, в меру амбициозный. Мне был очень близок главный герой как по возрасту, так и по своей природе. Я смотрел на Костика и понимал, что он написан с меня, как будто Леонид Зорин подсмотрел за мной и написал эту историю. Думаю, многие мои ровесники в то время да и после ассоциировали себя с героем, которого сыграл Олег Меньшиков, с этим жизнерадостным, легким, остроумным парнем, беспечным покорителем женских сердец. Конечно же, была мечта: "Ах, если бы сыграть эту роль!" Но Меньшиков сделал это классно и виртуозно, и дверь с треском захлопнулась перед носом подобных мне мечтателей.
Прошло много лет, и вот раздался звонок, и Богомолов предложил мне сыграть в спектакле по пьесе Леонида Зорина "Покровские ворота" в Театре на Бронной. Я подумал, что речь идет о роли Хоботова или Велюрова. Но как непредсказуемо все, что делает Богомолов, — он предложил мне сыграть Костика.
— Константин Богомолов известен тем, что весьма вольно обращается с классическими текстами. Можете раскрыть какие-то секреты постановки? Будет ли режиссер вновь провоцировать публику?
— К тексту, к героям, к самой истории Костя отнесся очень бережно и трепетно. И при этом получилась совсем другая история, принципиально отличающаяся от картины. Весь зоринский текст сохранен, но спектакль иной по интонации. На репетициях Богомолов избегал водевильности, жанровости, взвинченности, которыми изобилует фильм. Он сосредоточился не на анекдотичности истории, а наоборот, искал у каждого героя настоящую, свою лирическую интонацию. Повторять фильм не нужно, никому это неинтересно. Богомолов сделал на знакомой литературной основе совсем другую историю — очень тонкую, интимную, ранимую. И для меня бесконечная радость участвовать в этом спектакле.
Фильм разобран на цитаты, и, конечно, многие помнят и обожают Козакова за эту легкую интонацию.
— То есть в спектакле герои пьесы смотрят на свое прошлое?
— Мой герой вспоминает 1950-е годы, время, когда все были молоды, все только начиналось. Для меня это еще и очень личная история. Дело в том, что месяц назад не стало моего папы. Он мечтал увидеть этот спектакль, часто спрашивал, как идут репетиции, ждал прогона "для пап и мам". Вот его не стало. А "Покровские ворота" — это время его молодости, время его становления. Костик приехал в Москву из южного города, и мой папа приехал в Москву из южного города — из Харькова. Он поступил в ГИТИС, окончил его, и дальше его судьба сложилась так, что он встретил мою маму, влюбился.
Он так любил театр, мечтал стать актером, но стал большим режиссером на радио. Он обожал приходить в МХТ и смотреть меня в спектаклях, я словно продолжал его мечту, став актером, и он очень этим гордился. Эта история тоже о мечтах, о надеждах и о том, чем они оборачиваются. Художник Лариса Ломакина тщательно подбирала одежду для героев спектакля, воссоздавая образ того времени. Однажды я принес на репетицию папину рубашку и предложил, чтобы играть в ней. Лариса согласилась. Мой папа был из скромной семьи — тогда было принято, что вещи от родителей переходили детям, от детей к внукам. Папе очень нравилась эта голубая рубашка в полоску. В каком-то смысле он теперь будет выходить на сцену вместе со мной.
— Можете ли описать, каким вы постарались сделать своего героя? Какие черты отличают именно вашего Костика?
— Это история Костика, который вспоминает, как все было. Он возвращается в то время с грустью, с любовью, с нежностью, возвращается в свою молодость, когда он был обуреваем мечтами и надеждами. Он смотрит на любимых людей, на свое самое счастливое время и словно заново проживает эту историю.
— Помимо театральной сцены вы сотрудничаете с Богомоловым на киноплощадке. Вы вместе снимались в сериале "Псих". Один и тот же это Богомолов или есть разница в его манере работы?
— В "Психе" мы партнерствовали, много времени проводили на площадке, можно сказать, в очень экстравагантных обстоятельствах. Константин Юрьевич доверял режиссеру Федору Бондарчуку как актер. Богомолов всегда настаивает на актерской дисциплине, и когда сам снимался в "Психе", тоже придерживался ее. На площадке Федор Бондарчук принимал все решения, а Богомолов был актером — режиссера он в себе в этот момент если не задушил, то усыпил.
— Кстати, о проекте "Псих", обсуждается ли продолжение?
— Это пока неизвестно. Да, у сериала огромный зрительский успех. Но для меня особенно дорого, что мою работу в "Психе" оценили и коллеги по актерскому цеху.
— А в каких новых проектах вы заняты на театральной сцене и в кино?
— В МХТ имени Чехова я репетирую главную роль в спектакле "Вальпургиева ночь" по Венедикту Ерофееву в постановке Уланбека Баялиева. Должны выпустить спектакль осенью. На днях лечу в Узбекистан на съемки второго сезона сериала "Игра на выживание". Только что отснялся в сериале "Жена олигарха". Скоро должны начаться съемки третьего сезона сериала "Жуки".
— Все эти проекты хочется немедленно записать в лист ожидания. А не было ли мыслей попробовать себя в роли режиссера?
— Когда работаешь с такими замечательными театральными режиссерами — с Константином Богомоловым, Сергеем Женовачом, Кириллом Серебренниковым, Владимиром Машковым, Виктором Рыжаковым, то хочется быть актером.