«Бабники – очень хорошие мужчины»: интимные сцены, мужья и трагедия в жизни Барбары Брыльской

5 июня исполняется 80 лет польской актрисе Барбаре Брыльской, хорошо знакомой телезрителям всего постсоветского пространства благодаря роли Нади Шевелевой в знаменитой комедии «Ирония судьбы, или С легким паром!». Не одно поколение россиян раз за разом встречало Новый год, сопереживая ее экранной героине и желая ей счастья. Всего же актриса снялась более чем в 70 фильмах.

«Бабники – очень хорошие мужчины»: интимные сцены, мужья и трагедия в жизни Барбары Брыльской
© Мир24

В честь юбилея Барбары Брыльской рассказываем о том, как девочка из польской провинции стала звездой экрана, почему она всегда влюблялась в бабников и как ее заприметил Эльдар Рязанов.

Мечта стать Брижит Бардо

Барбара родилась в июне 1941-го в оккупированной Польше, в деревне Скотники возле города Лодзь. Впрочем сама она говорила, что на самом деле родилась 29 мая, а мама записала ее неделей позже. Отец ее был слесарем, а мама зарабатывала на жизнь шитьем. Жила семья очень бедно, тем более что на детские годы будущей звезды экрана выпали все лишения военных и послевоенных лет.

Семья родителей была религиозной и очень консервативной, поэтому будучи подростком, она отличалась от своих подруг крайней застенчивостью и даже скованностью. Окончив младшую школу, Бася (так ее звали в семье) поступила в художественный лицей: девочка хорошо рисовала. О театре она тогда и не помышляла. Но потом случилось так, что в ее школу приехал помощник режиссера с ассистентом – им надо было подобрать симпатичную школьницу для небольшой роли в фильме «Галоши счастья».

Выбор пал на Барбару: в 15 лет она была уже очень красива – с правильными чертами лица и идеальной фигурой. Эти съемки целиком перевернули ее представление о себе. Скованная девочка вдруг стала школьной звездой. Ее кумиром в те годы была роскошная Брижит Бардо: Барбара делала прически «под Брижит», и даже подпись выработала как у любимой актрисы, инициалами – «Б. Б.».

Барбара стала посещать театральный кружок. После школы она сперва поступила в Лодзинскую высшую театральную школу, а потом продолжила образование в Варшавской высшей школе театра, кино и телевидения, которая и в те годы уже была одной из самых прогрессивных киношкол Европы.

Деликатность в интимных сценах

Свою первую главную роль Барбара Брыльска сыграла за два года до окончания учебы, в исторической драме Ежи Кавалеровича «Фараон» (1965). В этом фильме она появилась в картине в образе Камы, жрицы Астарты. Прозрачные облачения жрицы, сквозь которые угадывалось обнаженное тело актрисы, делало ее героиню очень сексуальной. После выхода на экраны этого фильма к Барбаре пришла огромная популярность.

Актрисе часто приходилось сниматься полуобнаженной или совсем обнаженной, что было сложно для девушки с таким пуританским воспитанием, как у нее. Но Барбара всегда умудрялась добиваться от режиссеров уступок, которые помогали соблюсти приличия. Так, в картине «Анатомия любви», которая принесла ей по-настоящему громкую славу, актрисе пришлось сниматься абсолютно голой. Но она попросила режиссера снимать ее с подсветкой со спины, так, чтобы обнаженная фигура угадывалась только в контурах. А перед съемками постельной сцены уговорила своего партнера натянуть на себя колготки телесного цвета.

Фильм имел ошеломительный успех. Для 1970-х годов смелая драма с постельными сценами и элементами эротики – это была просто бомба. А режиссер Эльдар Рязанов, посмотрев эту картину, хорошо запомнил актрису, которая, по его собственным словам, «продемонстрировала удивительную деликатность в интимных сценах».

Поэтому, когда через три года он выбирал исполнительницу главной роли для фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!», Эльдар Рязанов вспомнил польскую актрису и пригласил ее на пробы. Ему нужна была такая девушка, чтобы зритель верил: ее можно за несколько часов полюбить на всю жизнь. И при этом зритель должен был поверить в то, что ее личная жизнь долго не складывалась.

На роль Нади Шевелевой пробовались многие отечественные актрисы: Людмила Гурченко, Светлана Немоляева, Антонина Шуранова, Валентина Талызина (голосом которой впоследствии и говорила главная героиня) и другие. Также режиссера уговаривали пригласить на эту роль Алису Фрейндлих. Однако он раздобыл телефон запомнившейся ему польской актрисы и позвонил ей в Варшаву.

Прочитав сценарий, Барбара вылетела на кинопробы в Москву и была утверждена на роль с первого раза. Единственным серьезным препятствием для актрисы оказался ее неискоренимый акцент. Ведь Надя Шевелева – учительница русского языка. Пришлось Рязанову целиком переозвучивать свою героиню. Зрители горячо полюбили фильм Рязанова, и Барбару Брыльску в главной роли приняли всей душой. За эту роль ей была даже присуждена Государственная премия СССР.

Возможно, актрисе так хорошо удалась роль Нади Шевелевой еще и потому, что сама она, как ее героиня, хорошо знала, что такое любовь с первого взгляда.

Три мужа Барбары Брыльской

Со своим первым мужем Барбара Брыльска познакомилась, когда она еще училась в школе. 17-летняя Барбара вместе с классом возвращалась в поезде после экскурсии в Краков. В поезде они и у видели друг друга: высокий, красивый, черноволосый юноша смотрел на нее не отрываясь. А потом подошел и попросил ее адрес. В разговор немедленно вмешалась бдительная учительница. Но он все равно отыскал девушку, и весьма скоро.

Его звали Янек Боровец, и ему было 23 года. Они были первой любовью друг друга, и им казалось, что вместе они навсегда. Их брак продолжался восемь лет. По воспоминаниям актрисы, Янек был добрым и очень хорошим человеком. Математик и человек из совсем другой общественной прослойки, он, тем не менее, с пониманием относился к ее образу жизни, известности, разъездам, готов был терпеть съемки в любовных сценах и «не замечал» даже романы своей жены. Но у пары не было детей, о которых оба мечтали. Поэтому в конце концов брак распался.

Вторым мужем актрисы стал ее сокурсник Ежи Зельник, который был моложе ее на 5 лет. В разгар романа Барбара даже привела его на съемочную площадку фильма «Фараон». Может быть поэтому страсть между ними в кино выглядит такой достоверной: актерам не пришлось ничего играть, все было по-настоящему. Однако Ежи не собирался хранить ей верность, поэтому брак не продержался и трех лет.

Впрочем и сама актриса влюблялась и была любима. Еще до развода с Ежи Зельником Барбара Брыльска познакомилась на съемках кинофильма «Белые волки» с югославским актером Слободаном Дмитриевичем, которого Барбара впоследствии называла своей самой большой любовью.

«Его страсть, открытость в любви и неуемная чувственность ошеломили меня. Ради него я готова была бросить все: работу, мужа, страну! Мне показалось, я не могу без него жить, дышать», – вспоминала Брыльска в одном из своих интервью.

Влюбленные жили в гражданском браке около года, но планировали пожениться. Слободан хотел, чтобы его избранница оставила кинокарьеру и занималась только семьей, и ради него она была готова даже пойти на это. Однако, когда актер привез Барбару в Югославию, чтобы познакомить со своими родителями, возникли проблемы. Его мать была категорически против их свадьбы. В конце концов она популярно объяснила актрисе, что ей лучше забыть Слободана: разведенная полька – это не та партия, которой достоин ее сын. Так что брак с ним так и не состоялся.

Третьим мужем Барбары Брыльской стал врач Людвиг Космаль, с которым актриса прожила целых 18 лет. В этом браке у нее наконец появились дети: в 32 года родилась дочь, а в 42 – сын. Однако брак был непростым: Людвиг не был столь же востребован на работе, ревновал жену к славе, гонорарам, ко всему ее образу жизни. Она терпела, но впоследствии называла это ошибкой. Актриса рассказывала: «Он использовал все мои силы, всю мою любовь, не говоря уже о деньгах. Он безумно любил наших детей, но продолжал пить, пропадал где-то месяцами: измены, женщины».

В одном из своих интервью она с грустью сказала, что идеальный мужчина в ее жизни так и не встретился – она почему-то все время влюблялась в бабников: «Бабники – очень хорошие мужчины. Они любят женщин – как можно их не любить за это?».

«Мне нравятся только красивые молодые мужчины»

Тем не менее, оглядываясь назад, актриса считает свою жизнь вполне удачной. Во всяком случае до того момента, когда произошла трагедия с ее дочерью. Дело в том, что в 20 лет юная и успешная красавица Барбара-младшая погибла в автокатастрофе. За рулем сидел друг Баси – сын известного режиссера Жулавского, который всего за полгода до этого получил права.

«Я прожила богатую, насыщенную жизнь, – рассказывала актриса. – Была счастлива. Это даже не стакан счастья, а целое ведро. Одному человеку и пятисот лет не хватит выпить его до дна. Но за все надо платить. Потеря дочери перечеркнула мою жизнь. С ее гибелью все закончилось, остановилось, как остановились в эту минуту часы в моем доме». В течение трех лет после смерти дочери актриса скрывалась ото всех, живя на антидепрессантах. Только необходимость заботиться о сыне-школьнике постепенно вытащила ее из скорби и отчаяния.

Больше она не влюблялась с первого взгляда. «Я постарела, – вздыхала актриса. – Душа только осталась молодой. Что я могу поделать, если мне нравятся только красивые молодые мужчины, а мужчин своего возраста не воспринимаю категорически».

После перерыва в несколько лет она снова стала сниматься в кино, правда, чаще ее звали сниматься в России. В 2000-х годах она снялась в шести отечественных фильмах, в том числе в продолжении «Иронии судьбы».

Последние несколько лет Барбара Брыльска перестала отмечать дни рождения, потому что годы, по признанию актрисы, дают о себе знать. А тут еще и онкологическое заболевание, с которым актриса борется последнее время. Зато сын осчастливил ее двумя внуками – Шимоном и Якубом. В них теперь сосредоточены все ее надежды и радости.