Историк рассказал, почему в эпоху Генриха VIII не могло быть темнокожих придворных
Общий тренд на толерантность практически окончательно поменял западный кинематограф.Уже не только фильмы о современности обязательно должны показывать чернокожих людей, но и исторические. Таким стал сериал «Анна Болейн», роль королевы и жены Генриха VIII в котором сыграла чернокожая актриса Джоди Тернер-Смит.
По сюжету, чернокожая Анна Болейн приходит в королевскую семью из ямайского рода. Чисто гипотетически, мог ли чернокожий человек попасть в аристократические «сливки» общества и жить наравне с королем (особенно с таким, как Генрих VIII)? Подробнее о том историческом периоде в комментарии для «Слово и Дело» рассказал историк Евгений Гурьев.
Или слуга, или раб
В описании сериала «Анна Болейн» не указано, что это фантастическая история. Более того, чернокожую Анну Болейн в конце все-таки казнят, как бы насмехаясь над собственной толерантностью.
Евгений Гурьев напоминает: в подобных произведениях без указания на фантастичность должен соблюдаться принцип историзма, соответствие эпохе и времени.
У каждого времени были свои особенности. В Европе эпохи Генриха VII чернокожий или монголоидный аристократ просто не мог быть. Аристократия была очень ограниченным кругом лиц, очень тесно связанным родственными отношениями. Ее корни уходили очень глубоко в Средневековье. Попасть в круг аристократов случайному человеку было практически невозможно.
В монархической и аристократической среде брак – это всегда союз по расчету, политико-экономический альянс.
«Ни королевский, ни аристократический род не позволили бы себе разбавление крови, понижение статуса. Кровь — это статус. Подобное было и в Московском государстве: чем старше боярский род, чем больше у него заслуг, тем более высокие посты они занимали. Это называлось местничеством. Примерно такая же система существовала и в феодальном обществе. Чем ты более благородного и чистого происхождения, тем более высокое у тебя положение в обществе, тем больше карьерных возможностей в силу приближенности к высшим», — комментирует историк.
В XVI веке чернокожим не было места в королевском дворце. Несмотря на то, что к этому времени уже началась колониальная эпоха. Европейцы уже проникли в Африку, началась работорговля. Но в Европе чернокожие могли появляться только в виде большого исключения, экзотики.
Чернокожему в Европе того времени оставалось быть либо слугой, либо рабом. Но ни в коем случае не аристократом.
«Чисто гипотетически, бастарды могут быть самые разные, но в указанное время они не могли занять сколько-нибудь значимого места в обществе. Понятно, что аристократ мог проводить время с какими угодно женщинами, если хотел. Особенно, если это была его собственность и его слуги. Но что этот человек будет занимать высокое положение, носить титул и быть представленным при дворе – нет, конечно», — подчеркнул Гурьев.
Как надо было сделать
Сериал «Анна Болейн» — это дань современной моде и толерантности. По большому счету, Голливуд своими стандартами «Оскара» задает новые нормы. К истории это, к сожалению, или к счастью, не имеет никакого отношения. Творец, художник и общество могут ставить любые стандарты, это их право. Но с точки зрения истории, это неправильно.
Если мы снимаем фэнтези по вымышленному миру и сюжету, например, «Игра престолов» или «Ведьмак», мы можем создавать любых персонажей, давать им любую расу и национальность, цвет кожи и ориентацию.
Даже если кино снимается по мотивам реальных событий, все-таки стоит придерживаться описания или не расходиться с ним радикально.
«Как говорил Александр Дюма, история – это тот гвоздь, на который я вешаю свой костюм», — отметил историк.
Историку это несоответствие бросится в глаза. У не историка как минимум вызовет удивление, а у кого-то, быть может, и неприязнь.
«Снимайте фэнтези и не называйте героя Генрихом Восьмым. Так, кстати, мастерски делает Джордж Мартин, который во многом тоже использует реальную историческую основу разных эпох и использует принятые имена, но немного меняет их. У нас появляется абсолютно фантастический мир – ни к чему прицепишься», — считает Евгений Гурьев.
Куда катится Голливуд
В связи с новыми нормами «Оскара», повальной и абсурдной толерантностью, у многих возникает мысль о том, что Голливуд изжил себя – сворачиваем павильоны и смотрим старое кино.
Однако кино, как и общество и искусство, развивается. То, что когда-то считалось низким, по прошествии десятилетий и веков воспринимается как высокое искусство. Сегодня кинематограф действительно переживает не лучшие времена. Но за темными веками всегда приходит Возрождение. Хотя мы знаем, что Темные века были не настолько темными, и Возрождение было не настолько светлым.