Чикагская мафия, Потемкинская лестница и другие отсылки в фильме Юлиуша Махульского, которые сразу не заметить

Советско-польская комедия «Дежа вю» режиссера Юлиуша Махульского появилась на свет в апреле 1989 года. Эту легкую кинокартину полюбили за простые понятные всем шутки, актерский состав (главные роли в нем сыграли Николай Караченцов, Ежи Штур и Олег Шкловский), виды Одессы и необычный для тех времен сюжет. Действие картины разворачивается в 20-ые годы прошлого века. Героя фильма Микиту Нечипорука преследует чикагская мафия. Предприимчивый мужчина бежит в Одессу и открывает там «великий самогонный путь». Чтобы избавиться от предателя, мафиози наняли киллера и отправили на Украину под прикрытием – американский гангстер Поллак усердно изображал из себя профессора-энтомолога. Но непривычный для шпиона одесский ритм жизни не дал ему спокойно выполнить свою миссию. Герой попадает в различные приключения, в ходе которых ударяется головой и частично лишается памяти. Теперь он верит в то, что он профессор и уже сам становится жертвой преследования – Нечипорук рассекретил шпиона и пытается его убить.

Чикагская мафия, Потемкинская лестница и другие отсылки в фильме Юлиуша Махульского, которые сразу не заметить
© Мир24

По мнению кинокритиков, термин «дежа вю» здесь относится не только к состоянию героя (гангстер попадает в те же ситуации), но и к концепции самого фильма: в картине много отсылок к произведениям других режиссеров. Некоторые сцены очень похожи на те, что можно увидеть и в других фильмах – таким образом и сам зритель тоже испытывает эффект дежа вю. В материале «МИР 24» мы поможем вам разобраться в отсылках к кинокартинам и расскажем закулисные факты о съемках фильма.

Смотрите художественный фильм «Дежа вю» в пятницу, 11 июня, в 16.55 и в субботу, 12 июня, в 06.15 на телеканале «Мир».

Актеры

Пожалуй, самый известный факт о кинофильме «Дежа вю» – это нелюбовь актера Ежи Штура к Одессе и местной киностудии. Ему не нравилось все: климат, люди, архитектура. Во время съемок у него начались проблемы со здоровьем. Настроение в буквальном смысле отражалось у него на лице, он был смурным и недовольным. Впрочем, это в какой-то степени даже помогло актеру более натурально сыграть своего персонажа киллера Поллака. Согласно задумке режиссера, Поллак как раз должен был выглядеть несколько неприятно.

Кадр из фильма «Дежа вю», ‎Юлиуш Махульский, Одесская киностудия, Киностудия «ZEBRA», 1989

Чикагская мафия

Очень ярким пятном фильма являются сцены с представителями чикагской мафии. Юлиуш Махульский явно хотел провести параллель с фильмом «Крестный отец». Польский режиссер фильма пригласил своего отца Яна Махульского на роль главы чикагской мафии дона Чимино. Задумали так не только из-за родственных связей. Актер Ян Махульский (ранее прославился в образе пана Квинта из «Ва-Банка») очень плохо говорил на английском, у него были проблемы с дикцией и получалось, будто мафиози говорит с сильным акцентом. В итоге экранный дон Чимино становится подражателем дона Вито Корлеоне в исполнении Марлона Брандо в фильме «Крестный отец». Еще одной комедийной аллюзией стало то, что все без исключения члены мафии носят фамилии голливудских звезд именно итальянского происхождения: Де Ниро, Чимино, Скорсезе, Пачино, Коппола, де Пальма и Сталлоне. Кинокритики считают, что это не простое совпадение.

Цитаты из фильмов

Если сравнение героев «Дежа вю» с сицилийской мафией из «Крестного отца» еще хоть как-то завуалировано, то некоторые выражения персонажей дают прямые отсылки к другим советским и американским фильмам. Лишь внимательный зритель-киноман сможет разгадать все зашифрованные здесь кинокартины по взятым из них цитатам. Не будем томить: отсылки ведут к фильмам «Невероятные приключения мистера Веста в стране большевиков» Льва Кулешова, «Мы из Кронштадта» Ефима Дзигана, «Однажды в Америке» Серджио Леоне, «Оптимистическая трагедия» Самсона Самсонова и «Король в Нью-Йорке» Чарли Чаплина.

Время и место действия

Самую «жирную» отсылку к произведению другого режиссера Махульский оставил в самом сердце Одессы – на Потемкинской лестнице. Режиссер намеренно нигде не называет конкретное время действия в фильме, из общей картины и декораций понятно лишь, что это 1920-ые годы. Зритель сам должен был догадаться, что события разворачиваются летом 1925 года. В фильме «Дежа вю» есть сцена, где герои случайно попадают на съемки киноленты «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна. Поллак гонится за Ничипоруком по городу и попадает в толпу на Потемкинской лестнице. В этот момент великий советский режиссер снимает там знаменитую сцену расстрела демонстрации. Истинные киноманы точно знают, когда проходили съемки легендарного «Броненосца». Еще одной подсказкой становятся эпизоды, в которых Поллак общается с Владимиром Маяковским – тогда же, летом 1925 года, поэт возвращается на родину из поездки по Америке.

Неожиданное камео

В фильме «Дежа вю» присутствует молодой джазмен, персонаж второго плана. Он появляется в фильме ненадолго, только чтобы показать Поллаку правильную синкопу. Но и этот, казалось бы, незначительный эпизод имеет глубокую отсылку. Оказывается, роль джазмена исполнил сын Владимира Высоцкого Никита (самого поэта уже 10 лет как не было в живых).

Пароход

Создателям фильма очень уж хотелось отправить героев фильма в плавание на настоящем пароходе. Назвать его хотели не иначе как «Феодосия». Но найти и договориться о судне для съемок фильма режиссеру не удалось. Тогда члены группы придумали превратить в туристический пароход учебное судно «Экватор». Его, к большой удаче, нашли на стоянке Одесского яхт-клуба.

Кадр из фильма «Дежа вю», ‎Юлиуш Махульский, Одесская киностудия, Киностудия «ZEBRA», 1989

Оружие

Нашлось в комедии и место для большого оружия. Так как фильм в целом повествуют о взаимоотношениях двух бандитов, зрители не удивляются, когда внезапно на экране появляется пулемет. Герой фильма Никита Ничипорук хватается за оружие, когда ему нужно обстрелять булочную напротив. Сам пулемет стоит на чердаке, а его стволом, оказывается, очень удобно выбить окно. Но и тут персонаж фильма проделывает все эти действия не просто так: на самом деле это реконструкция и отсылка к сцене культового фильма «Чапаев» братьев Васильевых.

Город Одесса

Съемки фильма полностью проходили в Одессе. Многие достопримечательные места города легко распознать в большинстве сцен фильма. Но вот доподлинно повторить передвижения героев по карте не получится – режиссер как бы «перемешал» локации. Многие сцены смонтированы так, будто объекты расположены рядом, но в реальности это не так. Например, гостиница «Красная» (в фильме она стала отелем) находится на Пушкинской улице. А булочная расположена в Книжном переулке, в здании центральной городской библиотеки имени Франко. Вот и во время городской гонки на велосипедах можно обнаружить географические несоответствия. Герой едет по Одессе на обычной скорости, умудряясь при этом каждую секунду оказываться в разных частях города.

Организации

В фильме фигурирует судоходная организация Русфлот. В СССР она действительно существовала и была известна тем, что продавала эмигрантские проездные билеты на пароходы по имеющейся у нее государственной монополии.

Музыка

В комедии «Дежа вю» в качестве заглавной музыкальной темы можно приметить песенку Deja vu. По заказу создателей фильма, мелодию для этой композиции сочинил Кшесимир Дембский, а слова написал Яцек Бромский. Исполнила песню Майка Ежовска. Примечательно, что песня намеренно отсылала к американским мелодиям 1920-ых годов.