Фанат «Спартака» Вася Киллер — о погромах на Манежке в 2002 году: «Срежиссированное мероприятие»

Один из лидеров фанатского движения «Спартака» Василий Степанов, более известный как Вася Киллер, в интервью корреспонденту Sport24 Антону Дорофееву поделился воспоминаниями о событиях, произошедших 9 июня 2002 года на Манежной площади в Москве, когда после поражения сборной России от Японии (0:1) на чемпионате мира в центре столицы произошли массовые беспорядки и погромы.

— Как ты оказался в тот день на Манежной площади?— Осознанно. Мероприятие анонсировало как первый массовый показ матча сборной России. Не концерт, не лазерное шоу, а именно футбол. Все были патриотично настроено ввиду попадания нашей сборной на чемпионат мира. И команда была хорошая, и надежды большие на этот турнир болельщики возлагали. Поехал туда один, но был уверен, что встречу много знакомых. Так и произошло: встретил там свою двоюродную несовершеннолетнюю сестру.

— Как все было организовано?— Все было нормально: сотрудники милиции присутствовали на мероприятии, но не отсвечивали. Тусили где-то спокойно и никакую досмотровую историю не устраивали, хотя уже тогда на массовые мероприятия выстраивали ограждения, подобия рамок и устраивали шмон. Неважно, день московского комсомольца, концерт или политическая акция. В данном случае все просто приезжали на площадь. Единственное — на Тверской было перекрыто движение. Группы по компаниям, по знакомым собрались на этой площади за просмотром футбольного матча, который сопровождался просмотром мультиков на большом табло минут за 30 до начала матча. Это были непонятные мультфильмы про человечка, который битой разбивал машину. Это был как будто какой-то заложенный код — мультик повторялся часто. Мне это было непонятно.

— Правда ли, что внутри продавали алкоголь в стекле?— Ввиду того, что не было кордона, люди приезжали уже в разгоряченном состоянии и привозили алкоголь с собой, который у них никто не отбирал. В толпе можно было идентифицировать людей, которые имели отношение к околофутбольной субкультуре, но в своем большинстве это были простые зеваки, которые оказались в центре города в выходной дней с целью поддержать сборную. Внутри алкоголь никто не продавал, но я лично видел стоящие ящики с водкой. Сначала этому не придал значения, но это резало глаза. Начали появляться смутные подозрения, что что-то здесь не так.

— Были ли внутри конфликты среди фанатов разных команд?— Не видел никаких подобных конфликтов. Было много компаний ребят с окраин из глубокого Подмосковья, которые приехали тусануть в Москву на выходные. Странные ребята, быдло и ПТУшники. Их было очень много. Были девушки, наверное, подруги. Это была история массовая история для молодежи, людей на грани совершеннолетия. Фанаты были, но они не составляли в своей массе большинства. Ввиду алкогольного угара, который был в жесткой форме на пекле, конфликты возникали внутри этих групп, не относящихся к фанатам, и с друг другом. Фанаты не дрались — тогда уже жестко соблюдалось правило, что никаких акций в дни игры национальной сборной быть не может.

— Что предшествовало беспорядкам?— Первые зачатки как раз и начались в конфликтных ситуация внутри групп и между ними. Это были далеко не те ребята, которых можно идентифицировать фанатами, что было после доказано. Среди ребят, которые были наказаны и получили сроки, не оказалось известных фанатов и околофутбольщиков. Это были просто случайные пассажиры.

— Как ты думаешь, участвовали ли в этом организованные группы фанатов?— Локально, может, кто-то из членов околофутбольных сообществ и принял участие. Если мы говорим про организацию, то спустя годы это вышло бы наружу и мы бы об этом узнали. Поэтому участие организованных групп фанатов в этом действе отпадает. Все-таки сообщество понимает и находится в своем разуме.

— Как все закончилось?— Банально и тривиально. Все это срежиссированное мероприятие вылилось в закон, который закрепил некие ужесточения по ряду статей. В одной из этих свар погиб человек, пострадало много частного имущества. Некоторые лидеры околофутбольного сообщества, которые не имели отношения к этому, заработали геморрой разного характера. Проходили профилактические беседы, обыски и так далее.

— Как такое вообще могло произойти в центре?— В том и дело, что это невозможно, чтобы такое произошло еще и на Красной площади, а потом спустя годы подобные инциденты повторялись. Но это уже какие-то спонтанные всплески социального будоражинья. В тот момент это было кем-то срежиссированно и организовано. Грустно, что это закончилось человеческими жертвами. Видимо, те, кто это устраивал, в расчет это не брали. Спонтанно такие вещи не происходят. И организация контроля за общественным порядком на массовом мероприятии обычно не такая.

Самые быстрые новости — в телеграм-канале Срочный спорт