В Москве прошла передача в дар Бахрушинскому музею макета Николая Бенуа к опере "Богема"
В этот день в Гранёной гостиной, где проходило торжественное мероприятие, собрались официальные лица, потомки семьи Бенуа и гости музея. На торжественной церемонии в музее им. А. А. Бахрушина присутствовали: Манилова Алла Юрьевна , статс-секретарь — заместитель Министра культуры РФ Шумова Татьяна Владимировна, президент Центра кинофестивалей и международных программ. Микеле Мисто, Первый Советник Посольства Италии в РФ, Отдела Прессы и Культуры Глазунов Иван Ильич, ректор Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, народный художник РФ, представитель семьи Бенуа Родионов Дмитрий Викторович , генеральный директор Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина. Сам экспонат доставили в музей накануне. Его распаковали в присутствии экспертов музея, реставраторы оценили его состояние и наметили предварительный план восстановительных работ. В Бахрушинском музее находится одна из крупнейших коллекций макетов в мире — порядка 400 экземпляров. Макет Бенуа представляет особую ценность. Работ художника этого периода в государственных музеях России почти нет. Отец Павел, А.Манилова, Т.Шумова, Д.Родионов и В.И.Меркулов (старший Советник отдела Италии МИД РФ) Макет был создан Николаем Бенуа в 1946 году, когда он работал над сценографией оперы Джакомо Пуччини "Богема" в "Ла Скала". Это был первый спектакль, который состоялся после восстановления театра. В 1943 году во время войны здание попала бомба и оно было сильно разрушено. Уникальный экспонат представляет из себя деревянный макет к первому акту оперы "Богема". Его размеры: длина — 100 см, высота — 77 см, глубина — 80 см. Николай Александрович сделал его своими руками. Макет в течение 15 лет был частью выставки музея при театре. В 1988 году, после смерти Николая Бенуа, его супруга Дизма Де Чекко попросила вернуть ей экспонат. Впоследствии его выкупил у вдовы Пьетро Питтаро — итальянский коллекционер и друг Николая Бенуа. Два года назад сеньор Питтаро решил передать его на родину художника — в Россию. Однако в планы итальянского мецената вмешалась пандемия COVID-19 и торжественную церемонию пришлось отложить до середины этого года. И вот, наконец-то, ценный экспонат прибыл в музей. Видеообращение дарителя Пьетро Питтаро "Я рада, что этот замечательный дар — макет Николая Бенуа — закончил свое долгое путешествие и остановился в этом прекрасном месте — государственном Театральном музее Бахрушина, — отметила Татьяна Шумова , Президент Центра кинофестивалей и международных программ. — Это не первый дар Пьетро Питтара России. В 2016 году во время работы Санкт-Петербургского Международного культурного форума он передал мольберт, рисунки, палитру, кисти и фотографии Александра Бенуа. Эти вещи, которые принимал президент Российской Федерации, отправились в наш замечательный музей семьи Бенуа в Петергоф. Мы очень благодарны итальянской стороне, которая содействует нашим культурным проектам". Алла Манилова , статс-секретарь — заместитель Министра культуры Российской Федерации. — Прекрасный повод собрал нас во флагманском театральном музее страны. Макет Бенуа — дар, безусловно, исторически очень важный. Это большой вклад в коллекцию не только нашего главного театрального музея, но и в музейный фонд Российской Федерации. В художественном смысле макет — шедевр, который даёт возможность присмотреться и понять, что такое классическая школа сценографии, театральной декорации. В российско-итальянских отношениях передача экспоната — важное событие. Маркер того, как удивительно глубоки наши культурные связи и насколько тесно сотрудничество людей, которые обеспечивают и олицетворяют взаимное тяготение культур. Наш контакт с Италией, конечно, является эталонным. Когда мы говорим о взаимодействии с другими странами, мы каждый раз вспоминаем, что должны приблизиться к тому уровню, который есть у нас в отношениях с итальянской стороной. Отдельно Алла Юрьевна подчеркнула, что передача экспоната в этом году особенно важна: "В рамках перекрёстного года музеев доставка макета – ещё и очень трогательное событие, потому что это действительно бескорыстный дар человека, любящего Россию, не впервые передающего на историческую родину культурные ценности". В этом году из-за ограничений, связанных с эпидемией коронавирусной инфекции, сеньор Питтаро не смог присутствовать на церемонии, но записал видеообращение, в котором поделился своими эмоциями: "Я рад, что смог передать макет Николая Бенуа в Театральный музей Москвы. В течение тридцати лет я был очень дружен с Николаем. Я счастлив, что этот экспонат, являющийся произведением искусства, будет храниться в Государственном Театральном музее в Москве. Николай Бенуа был великим театральным художником. Мало кто из сценографов создавал такие макеты. Я дарю макет Николая Бенуа к опере "Богема" русскому народу с великой радостью". Макет по оценкам экспертов в удовлетворительном состоянии, однако, всё же требует определенной реставрации. Сразу после церемонии дарения он будет передан Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. По инициативе ректора Академии — Ивана Ильича Глазунова, потомка семьи Бенуа, макет будет отреставрирован художниками Академии. И.И. Глазунов детьми В завершение церемонии генеральный директор Государственного центрального Театрального музея им. А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов рассказал об экспонате с точки зрения его культурной и исторической ценности: "Это замечательный макет весьма непростого исторического периода — послевоенного, когда "Ла Скала" восстанавливался из пепла, — пояснил Дмитрий Викторович. — И "Богема" — одна из первых постановок после войны. Спектакль о любви, о мечтах, о счастье. Сегодня мы понимаем, что макет можно смело отнести к шедеврам европейского театрального декорационного искусства XX века. В нём отражены все лучшие традиции театральной декорации XIX века, которые органично переходят в XX век". Николай Александрович Бенуа (1901–1988) — русский художник, почётный член Академии художеств СССР. Развивал традиции сценографии Серебряного века. Родился в Ораниенбауме в семье известного русского художника Александра Николаевича Бенуа и Анны Кинд. Дебютировал как сценограф в постановке пьесы "Пер Гюнт" Г. Ибсена в Петроградском академическом драматическом театре, а в 1923 г. — в Академическом театре оперы и балета с декорациями к балету К. Глазунова "Времена года". В 1925 г. Николай Александрович переехал в Милан. В 1926 г. в театре "Ла Скала" исполнил эскизы декораций и костюмов к опере "Хованщина", которые высоко оценил главный дирижер театра Артуро Тосканини. В 1927–1932 гг. Николай Бенуа жил в Риме, где работал сценографом в Римском королевском оперном театре (оформил 26 спектаклей), получил итальянское гражданство. С 1936 по 1970 гг. работал директором художественно-постановочной части оперного театра "Ла Скала" (более 130 постановок; часть оформил со своим отцом Александром Бенуа). Оформлял спектакли и в других театрах Италии, а также в Париже, Берлине, Буэнос-Айресе, Москве; работал художником кино.