Войти в почту

В чём секрет успеха фильмов об Индиане Джонсе

40 лет назад состоялась премьера фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» с Харрисоном Фордом в главной роли. Идея проекта принадлежала создателю «Звёздных войн» Джорджу Лукасу, а режиссёром выступил Стивен Спилберг. «Индиана Джонс» взял четыре «Оскара и стал самым кассовым фильмом по итогам года. Благодаря продуманной завязке, многогранному сюжету и нестандартному герою этот проект был признан одним из самых увлекательных приключенческих лент всех времён. Картина получила несколько продолжений и разрослась до масштабной франшизы, включающей компьютерные игры, книги, комиксы и аттракционы.

12 июня 1981 года состоялась премьера фильма Стивена Спилберга «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега». К сценарию ленты в числе прочих авторов приложил руку создатель «Звёздных войн» Джордж Лукас.

Предпосылки к созданию кинопроекта появились ещё в первой половине 1970-х. Тогда Лукас, уже выпустивший успешную драмеди «Американские граффити» и ещё несколько работ, находился в поисках идей для нового фильма. Его внимание привлёк постер старой ленты, на котором герой прыгал с лошади в грузовик. Изображение напомнило режиссёру о картинах 1930-х и 1940-х, которые он смотрел в детстве.

Лукас задумался о фильме про археолога в кожаной куртке, фетровой шляпе и с трёхдневной щетиной, который путешествует по миру в поисках древних реликвий и утраченных цивилизаций. Однако вскоре кинематографист взялся за другой масштабный проект — «Звёздные войны: Эпизод 4 — Новая надежда» — и оставил новую идею.

В последующие годы Джордж Лукас не раз вспоминал своего археолога, а в 1977-м, вскоре после премьеры «Звёздных войн», поделился размышлениями со Стивеном Спилбергом. Тот пожелал присоединиться к проекту. Сперва ожидалось, что постановкой займётся Филип Кауфман («Вторжение похитителей тел»), который помог Лукасу придумать сюжет. Однако позднее Кауфман от работы отказался, и режиссёрское кресло досталось Спилбергу. В качестве сценариста в команду пришёл Лоуренс Кэздан («Ловец снов», фильмы серии «Звёздные войны»).

Кинематографистам предстояло реализовать идею в годы, когда технологии не были развиты так, как сегодня, и ставку приходилось делать не на визуальную составляющую проекта, а на способности главного героя.

При проработке знаменитого образа Индианы Джонса помимо персонажей старых приключенческих сериалов кинематографисты вдохновлялись настоящими археологами. Среди них — Хайрам Бингем, Рой Чепмен Эндрюс и Чарльз Леонард Вулли. Они также занимались поисками сокровищ и затерянных городов, а их открытия поражали общественность.

Отправной точкой сюжета лент про Индиану Джонса стал так называемый макгаффин. Этот термин, получивший широкое распространение благодаря Альфреду Хичкоку, предполагает присутствие в сценарии некого предмета, вокруг которого строится повествование. По мнению Хичкока, чем менее конкретен макгаффин, тем лучше (так, в его фильме «На север через северо-запад» об этом предмете не известно практически ничего). Лукас, напротив, считал, что макгаффин должен быть очень заметным — чтобы аудитория беспокоилась о его судьбе почти так же сильно, как о героях.

Макгаффином в первой ленте об Индиане Джонсе мог стать замок с привидениями, однако Спилберг в то время работал над фильмом ужасов «Полтергейст» и снимать ещё один проект на похожую тематику оказался. В итоге сюжет картины развернули вокруг священного Ковчега Завета, в котором, согласно преданию, хранились плиты с десятью заповедями. Кроме того, в артефакте заключалась сила, способная сделать владельца непобедимым. Судьба Ковчега стала важнейшей интригой фильма — от неё зависел ход истории.

В следующих двух картинах также задействовали интересные артефакты — священные камни Шанкары, с помощью которых можно было спасти детей от индийского культа смерти, и Святой Грааль. Чтобы Грааль гармонично вписался в сюжет, его превратили в волшебную чашу. Проект пополнился сверхъестественными элементами. Джорджу Лукасу такие решения нравились не всегда, однако сценарист подчёркивал, что они оказались рабочими: зрители верили в эти артефакты.

«Нужно найти такой сверхъестественный объект, в который люди по-настоящему верят. Они верят в существование Ковчега Завета, наделённого особыми свойствами. То же самое с камнями Шанкары и Святым Граалем. Возможно, мы и преувеличили их силы, но суть в том, что некоторые люди верят в существование Святого Грааля, который привезли рыцари-тамплиеры», — объяснял кинематографист Entertainment Weekly.

Ещё одним неоспоримым достоинством проекта стал главный герой. В отличие от типичных персонажей приключенческих лент, Индиана Джонс получился очень живым, похожим на обычного человека. Он не боялся выражать эмоции — обиду, боль, злость, — и ему не была чужда самоирония. Всё это позволило зрителям симпатизировать Джонсу и отождествлять себя с ним.

«Индиана Джонс — неидеальный герой, думаю, благодаря его недостаткам зрителям кажется, что, проявив чуть больше старания и смелости, они могли бы стать такими, как он. Он не Терминатор. Он не настолько далёк от аудитории кинотеатров, чтобы люди не могли связать с ним свои мечты и устремления. Он даже не Джеймс Бонд. Бонд тоже не супергерой, но у него образ более непроницаемый», — отмечал Стивен Спилберг в беседе с Vanity Fair.

На главную роль был выбран Харрисон Форд. Впоследствии он появился во всех продолжениях «Индианы Джонса», и сегодня представить на его месте другого актёра сложно. Однако роль могла не достаться Форду — Лукас, уже работавший с ним на проектах серии «Звёздные войны», не желал привлекать артиста к ещё одной франшизе. Команда объявила кастинг.

Кинематографисты рассматривали многих известных комедийных актёров тех лет, в том числе Билла Мюррея, Чеви Чейза, Стива Мартина. Однако были и кандидаты, прославившиеся в принципиально ином амплуа. Например, от роли отказался Джек Николсон, незадолго до этого представший в ужасающем образе в ленте Стэнли Кубрика «Сияние».

Съёмки фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» начались 23 июня 1980 года на французском курорте Ля-Рошель, а позднее проходили на гавайском острове Кауаи, в Тунисе, ряде локаций в США и павильонах студии Elstree в Хартфордшире (Великобритания). Команда столкнулась с множеством проблем — от неподходящих погодных условий и поисков парохода 1930-х до сложностей взаимодействия со змеями.

Однажды из-за рептилий съёмки и вовсе встали — дочь Стэнли Кубрика Вивиан была недовольна условиями содержания змей на площадке и пожаловалась на кинематографистов в Королевское общество защиты животных от жестокого обращения.

12 июня 1981 года картина «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» вышла в США и Канаде, а позднее и в других странах. В прокате лента заработала $389,9 млн при бюджете $18 млн и стала мировой сенсацией и одним из самых кассовых фильмов в США по итогам года. Сейчас рейтинг картины на портале Rotten Tomatoes составляет 96% по оценкам зрителей и 95% — согласно отзывам кинокритиков. Журналисты называют её одним из самых увлекательных приключенческих проектов всех времён: они отмечают качественные декорации, юмор и напряжённое действие. Фильм получил восемь номинаций на «Оскар» и был удостоен пяти наград, включая статуэтки за работу художника-постановщика и различные технические достижения.

Второй фильм серии, «Индиана Джонс и Храм судьбы», снимался преимущественно в павильонах студии Elstree, однако ради некоторых эпизодов кинематографисты выезжали в Китай, США и на Шри-Ланку.

Лента получилась гораздо более мрачной по сравнению с оригиналом. Отчасти это было связано с тем, что Джордж Лукас переживал развод. У Стивена Спилберга также были проблемы личного характера, и оба пребывали в соответствующем настроении.

Кроме того, съёмки омрачились травмой спины Харрисона Форда, которую тот получил во время езды на слонах. Актёр уехал лечиться в США, после чего его некоторое время заменял дублёр. Кое-где лицо дублёра попало в кадр.

Чтобы в полной мере реализовать свой замысел, кинематографистам приходилось проявлять изобретательность. Для одного эпизода, например, была построена целая пещера, пронизанная копьями.

«Это была моя идея. Нам удалось воплотить её в жизнь, добавив туда жуков и небольшой момент в конце, где Уилли пятой точкой случайно активирует механизм, и всё начинается сначала. А в последнем кадре Инди выхватывает свою шляпу прямо из-под опускающегося куска камня», — рассказал режиссёр в беседе с Empire.

Вышедшему в 1984 году фильму удалось повторить успех первой части. При бюджете в $28 млн он заработал $333 млн, был удостоен «Оскара» за лучшие визуальные эффекты и получил множество хвалебных отзывов как от критиков, так и от широкой аудитории.

«Непрерывные потоки юмора, зрелищный визуальный ряд и головокружительный темп делают («Индиану Джонса и Храм судьбы». — RT) фильмом, от которого невозможно оторваться. Возможно, это самая недооценённая лента Спилберга», — пишет автор Empire Иэн Нейтан.

Третий фильм, «Индиана Джонс и последний крестовый поход», вышел в 1989 году. Одну из центральных ролей в картине исполнил Шон Коннери. Он сыграл отца главного героя. Проект создавался в момент внедрения в кинопроизводство цифровых технологий, что позволило сделать ленту более зрелищной. В ней присутствовали сложные визуальные эффекты, а Индиана Джонс теперь передвигался на скоростных катерах, мотоциклах, самолётах, дирижабле и даже на танке.

Картина также была тепло встречена аудиторией, а по сборам даже превзошла первые две части, заработав более $474 млн при бюджете в $48 млн. Критики отметили, что эта часть получилась более лёгкой и комедийной, и при этом не менее увлекательной по сравнению со второй. В том числе — благодаря вводу персонажа Коннери. Не обошёлся новый «Индиана Джонс» и без «Оскара» за спецэффекты.

Приключения продолжаются

С момента премьеры третьего фильма то и дело возникали слухи о продолжении популярной франшизы, однако лишь в 2000-м Стивен Спилберг пообещал выпустить следующий фильм в ближайшем будущем. Ожидалось, что съёмки начнутся в 2002 году, а сценарий напишет М. Найт Шьямалан. Однако позднее автор выбыл из проекта из-за плотного графика, а производство остановилось. С 2002 года над скриптом трудился Фрэнк Дарабонт («Побег из Шоушенка», «Зелёная миля»), но его версия не понравилась Джорджу Лукасу. Тогда к работе подключились Дэвид Кепп («Человек-паук», «Война миров») и Джефф Натансон («Поймай меня, если сможешь», «Терминал»). Их историю и перенесли на экран.

В четвёртом фильме кинематографисты стремились сохранить стилистику проектов 1980-х. Это решение нашло отражение как в проработке персонажей, так и в постановке. Например, Спилберг старался не сокращать последовательность действий героев, чтобы происходящее на экране выглядело естественно.

«Каждый раз, когда камера меняет динамический ракурс, возникает ощущение какой-то неправильности, будто тебя обманывают», — объяснял Стивен Спилберг. Он подчёркивал, что не имеет ничего против такого приёма, однако в этом случае требовался иной подход.

«Чтобы привнести в фильмы об Индиане Джонсе достаточную, на мой взгляд, долю юмора, приходится снимать по старинке. Я изучил множество старых фильмов, которые заставляли меня смеяться: нужно снимать сцены общими планами, а роль монтажёра отводить зрителям. Каждую сцену делать чем-то вроде циркового представления», — цитирует постановщика портал Slashfilm.

Действие фильма «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» перенеслось из 1930-х в 1950-е, а макгаффином стали загадочные хрустальные черепа. Эти артефакты и в самом деле существуют, а их происхождение связывают с цивилизацией майя. В картине они обладают сверхъестественными свойствами.

Фильм показал хороший результат в мировом прокате, собрав более $790 млн при бюджете в $185 млн. Отзывы зрителей и критиков были неоднозначными: по данным портала Rotten Tomatoes, лента набрала 53% рейтинга от аудитории и 78% «свежести» от экспертов. Журналисты отмечали, что из ленты исчез присущий предыдущим частям баланс юмора и экшена. Кое-кто счёл историю устаревшей, некоторым новая часть показалась лишней. Часть экспертов предполагают, что фильм «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» мог обмануть ожидания ностальгически настроенных фанатов.

Джордж Лукас полагает, что фанаты в любом случае были бы недовольны.

«Поклонники всегда будут недовольны. «Почему он всё сделал так, а не иначе?». Они придумывают собственное кино, а потом расстраиваются, если твоя картина от него отличается. Поэтому остаётся лишь быть готовым к тому, что в твою сторону неизбежно полетят кирпичи и пирожные с кремом», — заявил Лукас в беседе с Vanity Fair.

О планах на производство пятого фильма стало известно в 2016 году. Изначально сообщалось, что режиссёром проекта вновь станет Стивен Спилберг, а к главной роли вернётся Харрисон Форд. Премьеру назначили на июль 2019 года, затем перенесли на лето 2020-го, а позже — ещё на год, поскольку автор сценария Дэвид Кепп выбыл из проекта и его место занял Джон Кэздан, сын автора первого фильма Лоуренса Кэздана.

В феврале 2020-го стало известно, что Стивен Спилберг впервые за 39 лет существования франшизы покинул режиссёрское кресло. Его место занял Джеймс Мэнголд («Прерванная жизнь», «Росомаха: Бессмертный»). Спилберг же продолжает работать над проектом в качестве продюсера.

Детали сюжета на данный момент не разглашаются. По данным СМИ, кинематографисты могут затронуть тему космической гонки 1960-х. Некоторые издания сообщают, что часть съёмок пройдёт в замке Бамбург на севере Англии.

Помимо Харрисона Форда, в пятой части серии снимутся Фиби Уоллер-Бридж, Томас Кречман, Бойд Холбрук, Шонетт Рене Уилсон. В апреле 2021 года к актёрскому составу картины присоединился Мадс Миккельсен.

Съёмки пятого фильма о приключениях Индианы Джонса стартовали в Британии на этой неделе. Премьера же запланирована на 29 июля 2022 года.

Богатое наследие

История Индианы Джонса не ограничилась полнометражными фильмами. В 1992 году состоялась премьера сериала «Приключения молодого Индианы Джонса». Главного героя в нём играли Кори Кэрриер и Шон Патрик Флэнери. В качестве сценариста и продюсера над проектом в числе прочих работал Джордж Лукас. Предполагалось, что сюжет охватит около трёх десятилетий — с 1905 года и до событий, показанных в полнометражных фильмах. Однако после двух сезонов производство сериала прекратилось.

Приключения Индианы Джонса легли в основу ряда компьютерных игр. Над некоторыми из них работала компания Lucasfilm. Также наследие популярной кинофраншизы включает комиксы и не менее 20 книг. В крупнейших парках развлечений установлены тематические аттракционы, посвящённые приключениям археолога.

Сюжет и визуальные решения фильмов, особенно первого, вдохновили знаменитых кинематографистов: Джо Джонстона («Первый мститель»), Криса Картера («Секретные материалы»), Брайана Сингера («Люди Икс»).

Джонстон признавался, что во многом ориентировался на культовую ленту.

«При разработке сюжета мы взяли линию из «В поисках утраченного ковчега» за образец, но со временем всё больше от неё отдалялись... Иногда, когда у нас возникали вопросы и мы не знали, в каком направлении двигаться дальше, мы спрашивали: «А что бы сделал Индиана Джонс? Как бы на этот вопрос ответили в фильме «В поисках утраченного ковчега»?», — рассказывал постановщик в интервью Los Angeles Times.

Влияние франшизы распространилось и за пределы кинематографической среды. Так, образ Лары Крофт из серии игр Tomb Raider и их последующих экранизаций считается женской версией Индианы Джонса. С археологом сравнивают и персонажа серии игр Uncharted Нейтана Дрейка.

Картины об Индиане Джонсе также способствовали популяризации археологии. У зрителей сложилось впечатление, что эта наука может быть интересной и захватывающей. Статистически подтверждено, что после выхода ленты в вузах увеличилось число студентов-археологов. Учёных также радует здравая позиция Индианы Джонса: сокровища должны храниться в музее.

Как полагает Джордж Лукас, франшиза об Индиане Джонсе своим успехом обязана добротному сюжету. По его мнению, пренебрежение историей сослужило плохую службу многим другим лентам.

«Создавать историю — не то же самое, что бросить щенка посреди дороги и наблюдать, что будет. Вы не можете просто подвергнуть своего главного героя опасности и сделать из этого развлечение... Фильмы про Индиану Джонса устроены намного сложнее. Они похожи на маленькие часы с множеством шестерёнок», — утверждает Лукас.