Куклы, маски и любовь

Как рассказал Митякин, он прислал Лицейскому театру на выбор несколько пьес, и в ответ ему предложили поставить «Короля-оленя» - одно из любимых его произведений. Случилось распределение ролей, начались репетиции, а в афише сделали пометку «фьяба».

Куклы, маски и любовь
© Новый Омск

Фьяба - жанр итальянского театра и драматургии, созданный Карло Гоцци и полемически направленный против бытовой комедии Карло Гольдони и Пьетро Кьяри. Фьяба представляет собой трагикомическую сказку, в которой сказочный сюжет сочетается с диалектической импровизацией и буффонадой комедии дель арте.

Это жанр, казалось бы, слишком сложный для дипломной работы, но Юрий Митякин интересуется им с раннего детства. Постановщик поставил перед собой амбициозные задачи. И почти всё удалось. Особо помогло то, что по первому образованию Юрий Митякин - актёр театра кукол. В итоге на сцене мы видим замечательный синтетический театр. Куклы, теневые элементы, атмосфера площадного театра с рассказчиком, обеспечивающим пролог. На актёрах - маски и яркие костюмы. Звучит задорная музыка, поются итальянские песни. А сами артисты, судя по всему, наслаждаются процессом игры.

На сцене деревянный помост. Актёры либо уходят со сцены вовсе, либо располагаются по бокам, пока на помосте идёт действие. Здесь разворачивается многим известная история. Дерамо (Евгений Трубкин), добрый, но простодушный король, желает жениться. С помощью волшебства он находит девушку, которая искренне его любит. Но первый министр Тарталья (Алексей Осипов) хочет помешать этому браку и использует волшебное заклинание, чтобы убрать короля со своего пути.

Евгений Трубкин работает без маски. Его добродушный правитель открыт для зрителя. Остальные периодически «отдыхают», снимая маски, но не забывая подыгрывать происходящему. Такой эксперимент был для лицеистов абсолютно нов. Поэтому режиссёр проводил с актёрами тренинги, чтобы они сумели познакомиться со своими масками и придумать в соответствии с задачами достойные пластические образы.

В этом плане выделяется среди прочих известный своим кропотливым подходом к актёрской задаче актёр и режиссёр Алексей Осипов. Он проделал огромную работу, результат которой выглядит так, будто всю жизнь Алексей только и делал, что играл в жанре фьябы и комедиях дель арте. Его злодей Тарталья обладает невероятной пластикой, которая словно живёт сама по себе. Созданный актёром рисунок ювелирно прочерчен в каждом акценте текста героя. Осипов гибко двигается по сцене, обволакивая собой театральное действие. Заядлые театралы могут не сразу узнать актёра, столь замечательно его перевоплощение. Для своего образа Алексей выбрал интонации с почтением к Фаине Раневской, и это оказалось потрясающей находкой.

Жанр фьяба сложен тем, что из эстетики можно запросто уйти в агрессию, преувеличивая театральность. Так случилось у Дарьи Оклей (Смеральдина, сестра дворецкого), которая к концу действия становится раздражающим элементом. Актриса играет развязную и грубую девицу, но эта развязность становится уж слишком навязчивой. Агрессивным в паре с ней выглядит и Александр Боткин (влюблённый в Смеральдину поэт Труффальдино). Зато когда Боткин работает соло, его игра выравнивается и он уже входит в нужный ритм жанра.

Гармонично смотрится Евгений Хохлов (Панталоне, второй министр), чьё исполнение очень плавное и ровное. Хохлов играет доверчивого и ласкового отца возлюбленной короля. Пожалуй, самый милый персонаж спектакля.

Хорошо смотрятся и новички лицейской сцены Степан Воробьёв (Леандро, сын Панталоне) и Иван Пермяков (Бригелла, дворецкий). Леандро получился очаровательным и наивным мальчиком. А Бригелла - резким и слегка безумным персонажем. Очаровательна дочь злобного Тартальи Клариче в исполнении Фаризы Баткиной. Актрисе очень идёт и маска, и платье эпохи. Своей органикой она затмевает возлюбленную короля, роль которой исполняет Евгения Суровая. К сожалению, молодая актриса выбивается из общего ритма. Её героиня - дочь Панталоне Анджела, скромная и гордая девушка, больше похожа на пластиковое изваяние. Возможно, режиссёр ставил задачу выделяться среди прочих отсутствием придуманного образа, но выглядит это крайне скучно.

«Режиссёр без актёров ничто, а актёры без режиссёра могут сами сделать спектакль. Ребята сами находили по моим задачам пластику, исходя из маски. Это целиком и полностью работа актёров. С маской особенно сложно работать драматическому артисту, который привык «играть лицом», тем более на такой камерной сцене, как в Лицейском театре», - комментирует режиссёр.

Хочется особо отметить работу художника-постановщика и художника по костюмам Марину Шипову и художника-декоратора Ольгу Дагаеву. Оформление получилось удобным для актёров, которым необходимо было пространство площадного театра. В то же время сценография очень сочная. Замок обозначен синим цветом, лес - ярко-зелёным. Лаконичность и насыщенность идут рука об руку в этой постановке.

В целом спектакль «Король-олень» очень интересный и нужный опыт для Лицейского театра. Новый жанр расширяет репертуар, а зрителям будет приятно отдохнуть на классической комедии в уютной обстановке.

Что: спектакль «Король-олень» (16+)

Где: Лицейский театр

Когда: 10, 29, 30 июня в 19:00

Стоимость: 300-450 рублей

Ирина Романова