Marvel vs. DC: война главных супергеройских вселенных

Marvel vs. DC: война главных супергеройских вселенных

Marvel vs. DC: война главных супергеройских вселенных
© Peopletalk

Война двух супергеройских вселенных началась больше 60 лет назад на страницах комиксов и длится до сих пор, только теперь на большом экране. Сейчас фильмы о Железном человеке или Супермене зарабатывают в прокате миллионы долларов (финальным «Мстителям» даже удалось сместить «Аватара» с первого места самых кассовых картин в истории, которое он удерживал 10 лет), но в начале нулевых Голливуд экранизировать фантастические истории о людях со сверхспособностями не торопился и принимал их неохотно, хотя и был единственным спасением для терпящих огромные финансовые потери DC и Marvel. Окончательно киноиндустрия сдалась комиксам в 2002-м, когда «Человек-паук» с Тоби Магуайром срывает куш и приносит Sony Pictures Entertainment больше $ 800 миллионов. Через два года выходит не менее успешное продолжение, но из трех миллиардов долларов, заработанных обоими фильмами, Marvel получает только 62 миллиона – за права.

Тогда, в 2004-м, стало очевидно, что продавать своих персонажей другим студиям для того, чтобы держаться на плаву, – недостаточно, поэтому в том же году на свет появляется Marvel Studios, основанная пока неизвестными индустрии продюсерами Кевином Файги и Ави Арадом. Еще четыре года, и эти ребята подарят миру «Железного человека», запустившего киновселенную Marvel Cinematic Universe – одну из самых успешных на сегодняшний день. Их конкуренты же свою DC Extended Universe основали с опозданием на несколько лет и открыли ее «Человеком из стали» в 2013-м, хотя успешные кинопроекты по своим персонажам они делали и до этого: совместно с Warner Bros. и Кристофером Ноланом, например, появилась трилогия «Темный рыцарь» (фильм, кстати, вышел в прокат одновременно с «Железным человеком»).

Так, конец нулевых и первые качественные кинопроекты по персонажам вселенных сформировали у зрителя четкое представление о том, что Marvel – это про яркость, легкость и юмор, гармонично сочетающиеся со спасением мира, а DC отвечает за мрачность, реалистичность и драму, хоть и в мире супергероев.

Но обо всем по порядку.

Timeline

1938

Издательство National Allied Publications (оно в будущем и получит название DC) запускает серию Action Comics, в первом выпуске которой появляется Супермен – пришелец с планеты Криптон. Этот персонаж положил начало эры супергероев и полностью изменил индустрию комиксов, а вместе с ним родилась так называемая супергероика – жанр, в котором сверхлюди помогают простым смертным.

«Человек из стали»

1939 – 1941

Пока еще небольшой список супергероев пополнился Бэтменом, и тот же год (1939) ознаменовался первым выпуском Marvel Comics, на страницах которого читатели через два года увидят Капитана Америку.

«Первый мститель»

1960-е

Привычная супергероика начинает меняться, и спасибо за это стоит сказать тому самому Стэну Ли, подарившему нам любимых персонажей Marvel. Тогда он был сценаристом и редактором только появившегося бренда Marvel Comics и комикса «Фантастическая четверка», в котором персонажи теперь ругаются, влюбляются, ссорятся, переживают – в общем, ведут себя как настоящие люди. Так, за Marvel позже закрепится репутация комиксов со взрослыми и более реалистичными историями, а с появлением Человека-паука (1962) и Людей Икс (1963) она только укрепится.

DC на тот момент не рассматривали Marvel как серьезного конкурента и ошиблись, поэтому только в 1960-х, на пике популярности вторых, начали выяснять причину их успеха. Правда, снова ошиблись, игнорируя сюжеты и рисовку персонажей в пользу, например, количества красного цвета на обложке. Стэн Ли, узнав об этом, начинает тайно издеваться над DC и специально уменьшает количество красного. Так и началась эра противостояния, растянувшаяся на десятки лет.

1970-е

Дальше были и заимствования персонажей (например, Wonder Man из комиксов Marvel, явно скопированный с Wonder Woman вселенной DC, или Power Girl от них же, напрямую ассоциирующаяся с Power Man их конкурентов), и переходы авторов из одного издательства в другое и обратно, и даже первая в истории вселенных коллаборация – на страницах комикса DC vs. Marvel встречаются Супермен и Человек-паук.

«Человек-паук: Возвращение домой»

1980-е

Ближе к предпоследнему десятилетию XX века индустрия снова переосмысляется благодаря новым авторам DC – Алану Муру, Нилу Гейтману и Гранту Моррисону, которые возвращают комиксы к темам о богах и героях, переставая их очеловечивать и ориентируя на более взрослую аудиторию.

Еще девять лет, и DC становится частью студии Warner Bros., которой теперь принадлежат все права на кино и телепостановки о персонажах издательства.

1990-е

К концу 1990-х индустрия комиксов окончательно начинает сдуваться, и в XXI век входит разорившейся и безыдейной, пока к реанимации комиксов не подключается Голливуд.

В чем главные отличия DC от Marvel?

Первоначальный образ

2008-й стал решающим для формирования представления о двух киновселенных у массового зрителя.

В один год на экраны вышли «Темный рыцарь» Кристофера Нолана, основанный на комиксах DC и во многом переносящий на экран классический, мрачный и реалистичный образ Бэтмена, и «Железный человек», ставший новым словом в экранизациях комиксов.

«Темный рыцарь»

Удачный выбор главного героя (на роль пригласили Роберта Дауни-младшего), яркие персонажи, легкий и понятный юмор вместе с мощной графикой и масштабными битвами обеспечили фильму больше $ 585,3 миллиона в прокате и задали тренд на дальнейшие экранизации Marvel в том же стиле.

«Железный человек»

«Никаких шуток!»

Впоследствии, в 2013-м, появится DC Extended Universe, но поскольку права на комиксы DC все еще принадлежат Warner Bros., то и решения об экранизациях принимаются в первую очередь продюсерами и маркетологами студии, которые пытаются повторить успех трилогии Кристофера Нолана, заработавшей в прокате больше миллиарда долларов и получившей два «Оскара» (один из них Хита Леджера – посмертно).

В стремлении к тому же драматичному тону Warner принимает решение отказаться от юмора в своих проектах, и представители студии заявляют: «Никаких шуток!»

Мол, так сильнее противопоставление их вселенной тому, что делает Marvel. Под этой эгидой на экраны выходит «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», получивший четыре антипремии «Золотая малина», и становится очевидно, что решение отказаться от юмора было для студии неудачным.

«Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»

Исправить ситуацию помогает Джефф Джонс – давний автор DC, выступивший исполнительным продюсером «Отряда самоубийц», «Чудо-женщины», «Аквамена» и других проектов вселенной, возвращая им легкость.

Общая атмосфера повествования

Ее направление было задано как раз к концу нулевых «Темным рыцарем» и «Железным человеком».

Marvel приучил зрителя к ярким краскам и оптимистичным нотам, это качественное и развлекательное кино, аттракцион, в котором есть все для коммерческого успеха, DC же своим фирменным стилем сделал приглушенные оттенки, серьезный тон, близкий к депрессивному, и реальные проблемы выдуманных героев.

Когда это работать перестало, DC попробовал подражать Marvel и сделал ярких и сказочных «Шазама!» и «Аквамена».

«Аквамен»

Последний из них, впрочем, зрителю и правда полюбился, став самым кассовым проектом киновселенной.

Структура киновселенной

Да простят нас поклонники DC, но у нее со структурой есть проблемы. Если Marvel имеет четкие временные рамки, а все фильмы тесно связаны друг с другом сюжетом и идеей, то у ее конкурентов не все так гладко – прежде всего из-за прав, принадлежащих Warner Bros. Так, абсолютно гениальные «Темный рыцарь» и «Джокер», например, не относятся к киновселенной DC, но относятся к комиксам вселенной, так что в сухом остатке именно в киновселенной DC остаются «Чудо-женщина», «Человек из стали», «Отряд самоубийц», «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», «Лига справедливости» и «Лига справедливости Зака Снайдера», «Аквамен», «Шазам!» и «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн».

«Чудо-женщина»

Шаблонность, которая работает

Marvel из года в год выпускает, по сути, одинаковые фильмы – это супергеройские боевики с мощными спецэффектами, актуальными шутками и победой добра над злом с разницей только в главных действующих героях. Такую шаблонность повествования студия нарушила разве что в последних двух «Мстителях», когда «Война бесконечности» не закончилась избавлением от Таноса, а в «Финале» нам пришлось попрощаться с Тони Старком и Черной вдовой, в остальном же – классический сюжет с персонажами, которых зритель уже знает и любит.

«Мстители: Финал»

Да, это, по сути, конвейер, но приверженность единому канону без сильного стилистического и смыслового разнообразия позволила Marvel создать цельную киновселенную, а вот DC в погоне за мировым прокатом слишком увлеклись разнообразием жанров, поэтому единой картинки собой не представляют до сих пор.

Кто оказался успешнее по кассовым сборам?