Вениамин Смехов: "В "сухом остатке" получаем бурные аплодисменты…"
Сегодня актер Вениамин Смехов уделяет также большое внимание аудиокнигам — он записал большое количество как серьезных взрослых: "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова, "Вий" Николая Гоголя, "12 стульев" Илья Ильфа и Евгения Петрова, "По ком звонит колокол" Эрнеста Хемингуэя, " Вальпургиева ночь, или шаги командора " Венедикта Ерофеева, так и детских произведений — "Старик Хоттабыч" Лазаря Лагина, "Архимед "Вовки Грушина" Юрия Сотника, "Как я расту" Агнии Барто. Недавно на Международном кинофестивале "17 Мгновений" Вениамину Смехову был вручен специальный приз Высшей школы кино и телевидения. А также ему передали приз за картину "Земля Эльзы", как партнеру по фильму, в котором он сыграл одну из главных мужских ролей. Награда за лучшую женскую роль была присуждена Ирине Печерниковой (посмертно). О работе над фильмом, о своей новой книге, о спектаклях рассказал актер, режиссер, сценарист и писатель Вениамин Смехов. Вениамин Борисович, как вам работалось на съемках фильма "Земля Эльзы", какие остались воспоминания? Участие в картине оказалось для меня настоящим подарком. Поэтому лето 2019 года запомню навсегда. Мне всегда нравились выезды на натуру – видишь мир, встречаешься с новыми людьми. "Земля Эльзы" снималась сначала в Барнауле, а потом в горном Алтае. Невероятные места! В Барнауле есть новая красивая набережная, понравился отреставрированный Покровский собор. Алтай потряс чувством мощи и неукротимой свободы. Правда во время съемок на природе все время опасались клещей, и это я тоже запомнил. Кадр из фильма "Земля Эльзы" А с Ириной Печерниковой вы познакомились уже на съемках? С Ирой Печерниковой мы были знакомы с начала 1970 года. К нам на "Таганку" Иру привел Владимир Высоцкий, пригласив ее на "Гамлета", в котором репетировал. И мы об этом вспоминали. Ира была прекрасной актрисой и в театре, и в кино. "Доживем до понедельника" – фильм 1968 года, который ее прославил. Но она этой славой не пользовалась, но это не помешало ей быть любимицей Вячеслава Тихонова. Она была любимицей Владимира Высоцкого, Александра Митты, Станислава Ростоцкого. Мы с ней были друзьями, и мне очень жаль, что она оказалась где-то затеряна в большой жизненной печали и разочаровании… После многих лет удачи случились беды, но она стойко переносила все невзгоды. И так получилось, что ей приходилось часто отказываться от ролей, считала, что не имеет права опускать планку. Печерникова была очень красивая, мудрая и талантливая. И я безумно рад, что режиссер Юля Колесникова взяла ее на роль, увы это оказались последние съемки в ее жизни. Но, к счастью, с большой радостью я узнал, что она стала моей партнершей. Фото: из архива Венимамина Смехова А сама история вас затронула? История житейская, которая внезапно дорастает до "Ромео и Джульетты" с 70-летними героями. Мой герой – хороший учитель, некрасиво отправленный на пенсию – новые чиновники не любят упрямых учителей. Он переехал из города в большое алтайское село, купил там домик и жил одиноко. Леонид Владимирович - так звали моего героя - мужчина очень серьезный. И влюбляется он, если можно так выразиться, со всей ответственностью. А оказалось, что любовь двух пожилых людей не в радость детям, а против собственных детей. Они все делают, чтобы помешать этому светлому чувству и разлучить влюбленных. Это страшная история и грустная. В "Мастере и Маргарите", озвученная словами моего героя Воланда, есть такие слова: "…Квартирный вопрос их испортил". И это как раз наглядно показано в фильме. Но мне кажется, что сама картина очень славная, я слышал много хороших слов в адрес этой ленты. Все, кто смотрел, обсуждали искренне и хвалили. А еще хочу сказать: "Спасибо фестивалю!" Низко кланяюсь Павловскому Посаду, прекрасному городу среди чудесных старинных храмов и людям, в нем живущим. Недавно к своему 80-летию вы выпустили книгу мемуаров "Жизнь в гостях", книга более восьмисот страниц. Что заставило вас написать такой большой литературный труд? До этого у вас выходили сборники, но не такие объемные. Эта книга отличается от всех моих книг, всему виной любимая жена Галина. Можно сказать таким образом подытожены наши общие заботы и воспоминания. Туда вошли трагические и счастливые моменты жизни за последние сорок лет, мои заметки, дневниковые записи. Есть такая книга у писателя Юрия Олеши "Ни дня без строчки". Я тоже относился к этому серьезно, но поддался искушению перед актерским ремеслом. С самого начала хотел связать свою жизнь с литературой, книга - это было первое, о чем мечтал в своей жизни, только затем актерская профессия. Когда начался карантин, для меня это оказалось возможностью засесть за труд и закончить сборник. В книге "Жизнь в гостях" - восемь глав, посвященных восьми десятилетиям – от 1940-го до 2020-го. Эта книга о путешествиях: по годам и городам, по спектаклям и фильмам. А главное - это книга о театре – прекрасном и страшном месте, где люди работают не на станках, а на собственном организме. Есть главы посвященные моменту становлению как актера. Поскольку я сам не очень интересен, интересно рассказывать о тех, с кем посчастливилось повстречаться, познакомиться и поработать. Написал я и о своей семье, школе, училище, жизни в Советском Союзе. Есть главы посвященные "Театру на Таганке" и работе с Юрием Петровичем Любимовым. Иногда после редакции перечитывал и становилось неловко за то, что я так откровенничал, но если говорить правду, то говорить до конца. Есть история о первом моем фильме и фильме, который меня сделал известным среди водителей такси. Есть большая глава "Увидеть Париж и отдохнуть". Такая исповедь о почти незаконном посещении Парижа в советское время. Читатели постарше знают, что это такое и как жить за железным занавесом… У каждого человека, впервые побывавшего в этом городе, свои незабываемые впечатления. А каким вы его увидели? Начнем с того, что, уезжая в Париж, я до конца не верил, что нас туда пустят. Говорил себе: "Какой Париж, какие дурацкие мечты!" Однако глупым быть не запретишь, и мы с женой безрассудно готовились к поездке. В Париже мы пробыли целый месяц, и мне как никогда хотелось запомнить до мельчайших деталей, все было важно: лица и площади, жареные каштаны на углу улицы Вольтер и лестница Фонтебло, где Наполеон подписал отречение. Кафе, рестораны, театры, которые успели посетить. Подарком оказалось возможность побывать на спектакле знаменитого Робера Оссейна, почти родного для нас… Он был первым мужем Марины Влади. Яркий луч в карусели тех дней – театр "Л Эспас Карден" - "Пространство Кардена". Московский Ленком играл там "Юнону и Авось", в самом сердце Парижа. В театре в фойе встретился с Марком Захаровым, Андреем Вознесенским и с самим маэстро Карденом. В Париже я даже успел с удовольствием сняться у Отара Иоселиани. Обо всем этом можно прочитать в моей книге. Кстати, в книге есть большая глава, посвященная съемкам фильма "Земля Эльзы". И, конечно, там очень много дорогих моему сердцу фотографий. Вы сказали, что в книге все написано откровенно. Насколько открыли для читателей правду? Знаете, есть такая восточная пословица: "Лучше хвалить себя, чем ругать других…". Книгу я написал довольно откровенно и иронично по отношению к себе. Но в каждой профессии есть секреты интимного свойства и не всегда зритель должен знать, что, например, происходит за кулисами театра. В "сухом остатке" получаем бурные аплодисменты… Вениамин Борисович, где вас можно увидеть в ближайшее время? В каких постановках? Занят как актёр в Театре на Таганке в спектакле "Флейта-позвоночник", в Гоголь-центре в спектакле "Пастернак. Сестра моя — жизнь" и в Театре Наций в спектакле "Иранская конференция". Этот спектакль поставил режиссер Виктор Рыжаков по пьесе Ивана Вырыпаева. Собрался совершенно чудесный коллектив: Евгений Миронов, Ингеборга Дапкунайте, Авангард Леонтьев, Чулпан Хаматова, Ксения Раппорт, Игорь Верник, Станислав Любшин. Я с огромным удовольствием называю эти имена…