Семь нот полковника Мясоедова

У него громкие титулы – заслуженный артист РФ, полковник, профессор. В музыкальной среде его знают как отличного духовика, а в педагогической как учителя. А мы его знаем как человека, готового, несмотря на все свои высокие звания давать бесплатные концерты самой разносторонней публике.

Семь нот полковника Мясоедова
© РИА Новости Крым

Вениамин Мясоедов, военный дирижер, профессор Московской консерватории, уникальный музыкант, владеющий десятками инструментов, приехал в Крым на фестиваль "Боспорские агоны" дать несколько концертов. А заодно и интервью нашей редакции.

- Вы играете на десятке именно духовых инструментов. А почему такой выбор был сделан?

- Музыкальную школу я заканчивал по классу фоно. Подростком из школы домой ходил как раз мимо репетиционного зала Москонцерта. А там репетировали песни модного тогда прекрасного композитора Арно Бабаджаняна. Ну, вы помните, он написал "Королеву красоты", "Верни мне музыку"... И в его песнях часто солирует саксофон. Я все время останавливался под окнами, чтобы послушать. А на соло саксофона я просто замирал. А потом у нас в школе создали ансамбль – саксофон, аккордеон, контрабас, ударные, я на пианино играл. И я нашему саксофонисту завидовал – девчонки всегда его слушали, а пианистов много…

- Сколько у вас в коллекции инструментов?

- Их много, но многие из них похожи. Например, свирель, шви, флуер – это все похожие инструменты. Может быть, есть некоторая разница в тембре, в аппликатуре, но принцип игры одинаковый.

- На каком сложнее всего было научиться? И почему?

- Одинаково сложно играть и на расческе, и на органе - все зависит от того, что играть и как играть. Любой инструмент по-своему сложный.

- Репетируете ли вы дома? Там же за стеной соседи…

- Дома только на электроинструментах, потому к ним прилагаются наушники, а вот на саксофоне мне уже не дают.

- На волынке тем более, думаю, не дают…

- На волынке есть учебный чантер, он дает примерно то же самое давление в инструмент, но он без мешка, он тихо играет, на нем можно.

- Может ли русский человек понять музыку на армянском дудуке, африканской вувузеле, шотландской волынке? Является ли инструмент выражением народного духа, который другая национальность, возможно, не понимает? Или язык музыки абсолютно интернационален?

- А как определить степень понимания? Одну и ту же мелодию каждый человек представляет по-своему, поэтому и говорят, что искусство абстрактно. В литературе так же: литературные произведения каждый воспринимает по-своему. Уровень понимания зависит от множества факторов: от психики, уровня образования, жизненного опыта…

Я не армянин, но я слушаю армянскую музыку и зачастую могу больше пережить, чем некоторые из армян – потому что такая натура.

- Вы долгое время играли как в военных оркестрах, так и в гражданских. Есть ли различия?

- Военный музыкант может в окопе сыграть, на передовой, а гражданского, бывает, и не заставите… Потому что он не военнообязанный.

Кстати, все джазовые оркестры родились в недрах духового оркестра. А наши военные оркестры теперь играют музыку разных жанров - и академическую, и современную, и джазовую, и народную, и попсу, и авангард.

- Сейчас даже при выступлениях духовые оркестры вносят танцевальные элементы, некий элемент шоу.

- Это для публики. Вообще любое искусство - для публики.

- Если все делать для публики, то как удержаться на грани вкуса? Артист должен развлекать или просвещать?

- Просвещать, развлекая, и развлекать, просвещая. Но вообще назначение музыки – дать возможность думать и чувствовать чуть выше нашей обычной нормы. Когда говорят, что мы отдохнули на концерте, значит, это неправильный подход. На концерте не отдыхают. Это – работа. Особенно, если серьезная музыка. Человек должен сосредоточиться и передумать, прочувствовать очень много. Для этого создано любое искусство. Любое искусство элитарно.

- Как вы считаете, почему сейчас у нас в публичном пространстве звучат в основном старинные марши, а современных мало. Это мы о них ничего не знаем или их не пишут?

- Современных мало и их мало популяризируют. Хорошие марши, например, у Валерия Михайловича Халилова (российский дирижер, композитор, художественный руководитель Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова, погиб в 2016 году в авиакатастрофе над Сочи самолета Минобороны РФ, направлявшегося в Хмеймим). Также современные марши сложнее.

А духовые оркестры начинают возрождаться. В советские времена в каждой школе, кстати, были оркестры…

- Даже хоронили, простите, с духовым оркестром…

- Есть такое. А сейчас военные оркестры играют в городских парках, это входит в их обязанности. Потихонечку возрождаются филармонические оркестры, оркестры департаментов культуры, губернаторские оркестры. Но все это идет тяжело, ведь чтобы освоить духовой инструмент, нужно очень много сил и времени.

- Учеников у вас меньше становится?

- Меньше, чем было раньше. Сейчас самодеятельных духовиков, в отличие от прошлого времени, практически нет, а хорошие профессиональные музыканты, которых тоже не много, комплектуют филармонические оркестры.

- Наверное, игра в оркестре – это занятие не для индивидуальностей.

- Чтобы играть в оркестре, нужна определенная психология и технология. Солист свободен в своем полете творчества, а в оркестре музыкант подчинен дирижеру. Не каждый музыкант может быть дирижером, но каждый дирижер должен быть хорошим музыкантом. Чтобы прийти к природе оркестра, нужно быть музыкантом, а для этого ты должен пройти через инструмент и сцену – только они формируют настоящего музыканта.

- У вас было желание овладеть еще чем-то кроме духовых?

- Есть у меня одно желание, и было всегда - музыке научиться. Не шучу: чем больше занимаешься, тем больше проникаешься и больше понимаешь свое ничтожество. Я не преувеличиваю, а совершенно объективно говорю.

Анекдот от маэстро:

Музыканты собрались, махнули по рюмочке и рассуждают:

-"Вот это соло сыграешь после стакана?"

-"Да сыграю, конечно".

-"А после двух?"

-"Сыграю".

-"А после трех?"

-"Сыграть не сыграю, но продирижировать могу".

Справка

Вениамин Мясоедов — заслуженный артист России, профессор института военных дирижеров Московского военного университета, полковник военно-оркестровой службы. Играет на духовых инструментах разных эпох и народностей, что считается большой редкостью в музыкальной среде (саксофон, альт, шалюмо, сопилка, окарина, волынка…).

Мясоедов окончил военно-дирижерский факультет Московской консерватории. Вел класс саксофона и возглавлял кафедру инструментов военных оркестров в Институте военных дирижеров Военного университета. В 2004 году ушел в запас в звании полковника, но продолжает преподавать, занимается концертной деятельностью. В качестве солиста выступал со многими отечественными и зарубежными музыкальными коллективами: оркестр Бундесвера, Мексиканский оркестр барабанов, Американский оркестр морской пехоты и др.

Беседовала Ольга Леонова