Драйв 80-х, любовницы Лимонова и соколы Сталина: лучшие книги лета

С 17 по 20 июня на Красной площади проходит книжный фестиваль, на котором можно не только посетить презентации и получить автографы известных писателей, но и купить книги без магазинной наценки. «Лента.ру» выбрала самые интересные книжные новинки начала лета. Историческая память, счастье, психическое здоровье, монетизация творчества — эти и другие темы волнуют современных авторов.

Драйв 80-х, любовницы Лимонова и соколы Сталина: лучшие книги лета
© Lenta.ru

Дмитрий Быков «Истребитель» («Редакция Елены Шубиной»)

Когда новому государству меньше 20 лет, то все, что с ним и в нем происходит, — воспринимается «всерьез и надолго». Так было с НЭПом, так было с институтом семьи (советский сначала полностью отменил дореволюционный, а потом по сути к нему вернулся), так было с научными и военными достижениями. Роман «Истребитель» Дмитрия Быкова завершает его «И-трилогию» (также туда входят книги «Икс» и «Июнь») и рассказывает о летчиках 1930-х, многие из которых погибли как герои. Они стремились летать выше и дальше, становились кумирами поколения, вошли в литературу как прототипы, многие не дожили до старости. Как и в романе «Июнь», Быков конструирует своих персонажей, преобразовывая реальных людей в литературные образы, — кого он имеет в виду чаще всего, понятно.

Пьер Леметр «Зеркало наших печалей» (перевод Е. Клоковой, изд-во «Азбука»)

Еще одно завершение трилогии, которая началась книгами «До свидания там, наверху» (за нее Леметр в 2013 году получил Гонкуровскую премию) и «Горизонт в огне». В центре повествования Вторая мировая война, которая, во-первых, как всякая глобальная катастрофа обнажила склонности и чувства людей. То есть подлецы перестали притворяться приличными людьми, а склонные к благородству действуют на грани, а то и за гранью самосохранения. А во-вторых, во Франции она особенно сильно раскидала население по полюсам. Что Леметра, любителя покопаться в человеческой и, шире, исторической памяти, не могло не привлечь.

Анна Козлова «F20» («Редакция Елены Шубиной»)

Переиздание, но заслуживающее отдельного упоминания. Роман писателя и сценариста Анны Козловой о двух девочках, чей диагноз на языке профессиональной психиатрии звучит, как «F20», а на языке обывателя — «шизофрения», вышел впервые несколько лет назад в другом издательстве, которое мы не будем упоминать из вежливости. Вышел настолько спустя рукава, что даже обыватель, взяв в руки книгу, мог понять, что с ней что-то не так. Однако роман получил премию «Национальный бестселлер», а следующая книга Анны «Рюрик» вошла в списки претендентов на другие престижные литературные премии. Итог: главное издательство русскоязычных авторов «Редакция Елены Шубиной» переиздает роман «F20». Совершенно заслуженно.

Эдуард Лимонов «Это я, Эдичка» (изд-во «Альпина нон-фикшн»)

Литература конца советского периода и далее мучительно искала новый язык, не гнушаясь перепевать на язык родных осин мировую классику. Автобиографический роман на тот момент американского иммигранта Эдуарда Лимонова «Это я, Эдичка» — один из примеров. Не оригинальный на фоне истории мировой литературы как таковой, однако свежий, смелый и провокативный на фоне, прости господи, соцреализма и производственных эпопей, произвел в начале 1990-х фурор и стал абсолютным бестселлером (при том, что написан был в 1976-м). Сейчас его переиздали. Скорее как раритет, но сам факт идет в зачет, и перечитать занимательно.

«Без очереди. Сцены советской жизни в рассказах современных писателей» («Редакция Елены Шубиной»)

Советское прошлое перелицовывается, перешивается и перепродается с большим успехом вот уже не один десяток лет. В память о нем пляшут на дискотеках 80-х, о нем ностальгируют, его ненавидят, его описывают в романах, «чтобы разобраться». Сборник рассказов и эссе современных российских писателей «Без очереди», с одной стороны, отсылает к повести Владимира Сорокина «Очередь» (названием уж точно), написанной еще в начале 1980-х, с другой — умудряется сделать вид, что ее и вовсе не было. Точнее два автора сборника — Дмитрий Захаров и Дмитрий Быков — упоминают Сорокина, но совсем не в связи с «Очередью». Тем не менее это довольно забавный сборник, составленный из текстов авторов «Редакции Елены Шубиной», которые вспоминают разные истории из советской жизни.

Массимо Пильюччи «Счастливая жизнь. Руководство по стоицизму для современного человека» (перевод А. Ядыкина, изд-во «Альпина Нон-фикшн»)

Американский философ, биолог и публицист Массимо Пильюччи пересказал на современный лад тезисы римского философа-раба, сторонника стоической доктрины Эпиктета. Если коротко, то если не ждать от жизни многого, а главную ставку делать на саморазвитие, но при этом не стремиться к стяжательству, а напротив того, легко терять приобретенное — от связей до имущества, — то жизнь станет легка и необременительна. Принимая во внимание социальное происхождение источника идей, термин «рабская психология» приобретает другое толкование.

Рэй Коннолли «Быть Джоном Ленноном» (перевод В. Измайлова, изд-во «КоЛибри»)

Писатель и журналист Рэй Коннолли был близко знаком с Джоном Ленноном, не раз брал интервью у него, его первой и второй жен — Синтии Леннон и Йоко Оно, общался с другими битлами. Его биографический труд — попытка разобраться, кем же на самом деле был Джон Леннон и какая маска из тех, что он демонстрировал публике — шут, музыкант, пацифист, домохозяин, — близка к настоящему облику героя, а какая — фальшива.

Сара Фрайер «No Filter. История Instagram» (перевод И. Савиной, изд-во «Бомбора»)

Иметь отличную технику здорово, но делать красивые снимки можно даже средненьким телефоном, потому что дело не в технике, а во взгляде — примерно так говорят все по-настоящему хорошие фотографы. Книга Сары Фрайер не о только о том, как социальная сеть дала миллионам людей возможность стать самим себе режиссерами и фотохудожниками, но о том, что любое искусство — предмет торга. И история Instagram наглядно демонстрирует, что место, в котором выложено много невыдающихся фотографий, может стоить изрядных денег.

Уильям Дерезевиц «Экономика творчества в ХХI веке. Как писателям, художникам, музыкантам и другим творцам зарабатывать на жизнь в век цифровых технологий» (перевод Д. Ивановской, изд-во «Лайвбук»)

Если немного отвлечься и посмотреть на вопрос широко, то творец Михаил Васильевич Ломоносов преподносил очередную оду императрице на коленях и за это получал дорогие подарки. Пушкин писал, что не продается вдохновенье, но можно рукопись продать, то есть отношения были уже не коленопреклоненные, но вполне себе взаимовыгодные. С тех пор идеология купли-продажи изменилась не очень сильно, зато носители результатов творческого труда — вполне. Американский журналист-фрилансер размышляет о том, какие менеджерские навыки нужны современному творцу, чтобы чувствовать себя успешным.