Войти в почту

Рецензия на мультфильм Pixar "Лука"

Что ж, видимо, вот он, анимационный "Оскар"-2022 (с годами эта угроза растеряла былой вес, но пока подержимся за привычные категории). "Лука", снова Pixar, снова прорыв, инди-анимация снова кусает локти. Мы, в свою очередь, снова оказываемся в противоречивом положении. Вроде бы — ну сколько можно делать вид, что отличные мультики рисует всего одна студия. С другой стороны, мультики и правда отличные. Каждый год болеть за конкурентов хочется, признаться, из политических в том числе соображений — или из спортивных. Однако для разнообразия будет интересно взглянуть на реакцию некоторых сомнительно настроенных граждан на очередной неизбежный триумф Pixar. Раз уж речь о мультфильме, которому в Каннах (все еще цепляемся за привычное) вполне могли бы вручить "квир-пальму" как лучшему фильму с ЛГБТ+-тематикой. "Лука" — это то ли невинная версия "Назови меня своим именем", то ли "опиксаренный" Миядзаки, то ли что-то вроде Феллини и его современников-соотечественников детсадовского розлива с примесью экранизации "Вредных советов" Григория Остера (возглас "Silenzio, Bruno!" тянет внести в собственный вокабуляр). Словом, почти что идеальная летняя анимация, безупречно фиксирующая — отчасти стереотипную, но об этом позже — приморскую итальянскую негу середины века, с бликующими хромированными "Веспами", буйством красок, шортами и непреходящим загаром. В конце титров сообщается, что над картиной люди трудились в шлепках и неподалеку от залива Сан-Франциско, это чувствуется. За чарующим вайбом, впрочем, скрывается несколько нудноватый сюжет с почти невыносимыми первыми 15 минутами (на них же приходится визуально беднейшая часть картины); саму историю, совсем незамысловатую, сложно отнести к большим удачам Pixar. Особенно ярким "Луку" — в смысле изобразительного языка — тоже не назовешь. Понятно, что после "Головоломки", "Тайны Коко" и "Души" вообще нелегко, что уж говорить о том, чтобы переплюнуть взятую планку. Из недавних обновлений каталога студии мультфильм легче всего сравнить с не самым выдающимся "Вперед". Здесь режиссеру Энрико Касаросе, как до него Дэну Скэнлону, было важнее поделиться детским опытом ощущения своей инаковости — и судьбоносной дружбы, которая оказывает колоссальное влияние на становление личности. Собственно, этот аспект и добавляет "Луке" очков. А еще выделяет его на фоне того же "Вперед", который говорил на вдоль и поперек изученную "пиксаровцами" тему смерти близких (и вообще смерти) — и в просветительском смысле закреплял уже пройденный материал. Лента Касаросы же заходит на пока чуждую студии территорию ксенофобии: морские чудовища, служащие тут главными героями, выступают совсем уж прозрачной метафорой квир-персон. И, как бы причастные ни лукавили (простите), ссылаясь на допубертатность персонажей, это, кажется, и вправду первый квир-мультик под брендом Pixar — историческое, по большому счету, событие. Оттого немного обидно, что лента выходит в "пиксаровском" слоте "попроще": последние лет десять компания исправно чередует картины посильнее и послабее, и "Лука", кажется, не нарушает этой традиции. На месте и другие странные привычки студии, практикующей подобие культурной апроприации. Скажем, в "Душе" это была всего лишь мельком брошенная реплика про джаз. Здесь дела обстоят как будто бы хуже, но возмущаться немного мешает итальянское происхождение Касаросы (перевешивает ли его фамилия вывеску с настольной лампой - неизвестно). И все же. Дефолтный английский с акцентом и вкраплениями итализмов, допустим, еще можно стерпеть. Но вот странная манера одной из главных героинь изъясняться "итальянскими" хэштегами, связанными, как правило, почему-то с сыром ("santa mozzarella", "santa ricotta" и так далее) и насмешки над пастой, оливковым маслом и прочими атрибутами "макаронничества" ставят уже в тупик. Бывает сложно разобрать, воспевает ли Pixar итальянскую культуру, помещая в эту обертку нежную сказку о принятии себя и необходимости толерантного общества, — или бездумно ее эксплуатирует, силясь нажиться на ностальгических чувствах и осторожном подмигивании ущемленным социальным группам. Впрочем, это тема для отдельного разговора — куда более серьезного, чем хочется вести этим вновь неспокойным летом. Так что остановимся на позитивном: видимо, вот он, анимационный "Оскар"-2022, хорошо, что он есть, silenzio, Bruno.

Рецензия на мультфильм Pixar "Лука"
© Газета.Ru
Газета.Ru: главные новости