От Библии до азиатских боевиков и компьютерных игр: как и почему «Матрица» завоевала статус культового фильма и какие послания в ней зашифрованы?
От Библии до азиатских боевиков и компьютерных игр: как и почему «Матрица» завоевала статус культового фильма и какие послания в ней зашифрованы?
В конце этого года на экраны должно выйти продолжение культовой «Матрицы», а сегодня одной из ее авторов – Лане Вачовски – исполняется 56 лет. Вместе с Лилли Вачовски они подарили нам «Спиди», «Облачный атлас», «Восхождение Юпитер», «Вендетту», но легендарной и главной в их истории (если не в истории всего Голливуда) остается сюжет о Нео и Тринити и двух таблетках – красной и синей, – отмеченной в свое время четырьмя «Оскарами» и практически полумиллиардом кассовых сборов. «Матрица» вышла на исходе XX века и стала признанным образцом киберпанка – жанра научной фантастики, отражающего упадок человеческой культуры на фоне технологического прогресса.
Ее любили, копировали, обвиняли в плагиате, даже называли новой Библией, а ещё она навсегда изменила киноиндустрию, определив на следующие несколько лет развитие боевиков, как жанра.
Просто напоминаем, что долгие годы любой эффект замедленной съемки в кино все называли «как в Матрице».
Почему «Матрица» оказалась такой успешной?
Герой своего времени
Главный герой Томас Андерсон – среднестатистический программист, убивающий время в мире технологий, заменяющих ему реальность, – оказался удачным выбором для ассоциации зрителя с персонажем на экране. Мало того, что он типичный человек своей эпохи, так он еще и Избранный не в классическом смысле этого слова – он такой не один, спасти может не всех, а еще у него есть право выбора, и в этом его уникальность.
«Матрица»
Мистер Томас Андерсон – классический гражданин будущего, с которым легко ассоциировать самого себя, а выбор Киану Ривза на эту роль (в обход Уилла Смита и Николаса Кейджа, отказавшихся от участия в проекте) сделал свое дело и превратил Нео в универсального героя на все времена.
Все самое лучшее в одном фильме
Вообще все, что есть в «Матрице», мы уже видели раньше, но Лана и Лилли Вачовски впервые соединили любимые сюжеты в один. Зашифрованных отсылок в фильме много – можно даже сказать, что он весь из них и состоит.
Снимая «Матрицу», Вачовски ориентировались прежде всего на собственных любимчиков в мире кино: гонконгского режиссера Джона Ву («Наемный убийца»), китайский жанр «уся», известный своими сценами восточных единоборств, и, конечно, аниме. Последнее на режиссеров оказало особенно сильное влияние – отсюда в «Матрице» сцены из «Призрака в доспехах» 1995-го с эффектным выпрыгиванием из окна, разлетающимися колоннами и арбузами и даже те самые титры с зелеными символами, бегущими по экрану.
«Матрица»
Остальные элементы «Матрицы» нам тоже уже знакомы. Люди, которые живут в виртуальной реальности, не подозревая об этом? Рассказы Станислава Лема или комикс Гранта Моррисона «Невидимки». Таблетка, помогающая вырваться из мира иллюзий? «Вспомнить всё». Программы, обладающие личностью, и виртуальная тирания? «Трон». Сам термин «Матрица» в значении киберпространства? «Нейромант» Уильяма Гибсона. Образ Тринити? Молли – частично – из того же «Нейроманта». Антиутопичный технократический мир, где власть корпораций и всепроникающие информационные технологии сочетаются с социальным расслоением, нищетой, преступностью? «Джонни Мнемоник», в котором главную роль, что символично, играет тот же Киану Ривз.
Дальше – больше, и Вачовски пошли по всеобщей мировой культуре: белый кролик явно позаимствован из «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла, фраза «Пристегни ремень, Дороти, потому что мы покидаем Канзас» – из «Волшебника страны Оз», комната «101» – из романа «1984» Джорджа Оруэлла, где аналогичный номер носила камера пыток в Министерстве любви.
«Матрица»
Особого внимания заслуживает книга Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция», оказавшая на «Матрицу» сильное влияние. В основе произведения – популярная критическая теория, пытающаяся объяснить, где «реальность», а где, собственно, «симуляция», и именно эта книга была обязательна к прочтению для всех актеров перед съемками (она же появляется в кадре, когда Нео достает из нее компьютерный диск).
Свое место в двух «матричных» часах нашла даже Библия. Так, отправление Нео на встречу с Пифией (это, кстати, предсказательница в древнегреческой мифологии) – аналогия событий Тайной вечери с завтраком перед отправлением, предательством, арестом и смертью четырех членов экипажа, фраза «Всего лишь человек» – аналогия слов Понтия Пилата «Ecco Homo» об Иисусе Христе, корабль «Навуходоно́сор» назван в честь вавилонского царя, последний город людей – Сион (Зион) – в честь библейского города Давида, а имена Каин и Авель явно взяты из библейского ветхозаветного сюжета 4-й главы Книги Бытия. К библейским мотивам «Матрица» отсылает и на уровне сюжета: человечество ждет второго пришествия Избранного, который всех спасет, а перед обретением силы Нео умирает. Чтобы воскреснуть, конечно.
Такой обширный культурный пласт уже выигрышно выделял «Матрицу» на фоне других фильмов, а экспериментировать создатели при этом не боялись не только с содержанием, но и с формой: так «Матрица» получилась симбиозом традиционного гонконгского боевика, нуара, антиутопии, киберпанка и триллера.
«Матрица»
Такие смелые решения, впрочем, были продиктованы в 1999-м самой аудиторией. К тому времени технологии уже прочно вошли в жизнь людей, и выросло целое новое поколение геймеров, покорявших виртуальный мир не хуже Нео и внезапно осознавших, что реальная жизнь течет не по тем же правилам. Масла в огонь подливало всеобщее чувство надвигающегося компьютерного апокалипсиса, и «Матрица» со своей полной виртуальной реальностью (в этом ее отличие от, например, «Шоу Трумана», «Открой глаза» или «Экзистенции», где искусственная реальность создана только для обмана человека или группы людей, а с самим миром все в порядке) заставляла каждого задать себе после просмотра вопрос: «А мой мир – тоже иллюзия?»
«Матрица»
К слову об играх. И из них «Матрица» взяла свое – так называемую «replayability» (способность заставить пользователя проходить игру снова и снова), проявляющуюся в деталях. Ведь чем больше мы знаем о фильме, тем интереснее его пересматривать.
В общем, стремительное развитие технологий волновало на рубеже веков всех, и Вачовски это тонко прочувствовали, доведя общечеловеческий страх до предела. Кажется, лучшего времени для такого фильма быть и не могло.
Визуальное совершенство
Если сюжеты этой истории были нам отчасти знакомы, то их реализация на экране была для 1999-го абсолютным прорывом и новшеством. То самое замедленное движение, крутящуюся камеру и эффект «bullet time» (иллюзия «заморозки» времени, когда камера движется вокруг застывшего объекта), которые мы позже увидим в десятках фильмов и компьютерных играх, подарила нам именно «Матрица».
Для съемок боевых сцен к тому же приглашались профессиональные хореографы из Гонконга, а еще одной важной заслугой картины стал монтаж, отмеченный «Оскаром», – здесь это не просто склейка кадров, а полноценный язык, на котором «Матрица» говорит со зрителем.
Это плавные переходы между сценами (например, от розовых облаков неба к розовой коже младенца), «проходы» сквозь экраны телевизора и обратно, звуковые решения, переносы зрителя вместе с героями и максимальная «бесшовность» монтажа, благодаря которому становится глубже погружение в реальность фильма.
«Матрица»
Визуальное совершенство, конечно, достигается в «Матрице» не только спецэффектами и техническими приемами. Это к тому же и очень стильный фильм. Зрители после использовали те же фразы, охотились за теми же образами – вообще мода на такие лаконичные черные плащи пошла именно после премьеры картины и успешно существует до сих пор. Цитирование фирменного стиля «Матрицы» мы позже увидим и на показе Vera Wang FW 2000, и в коллекции Balenciaga FW 2017, и в полностью посвященной фильму линейке Alexander Wang FW 2018, и на звездах. Ким Кардашьян, Джиджи Хадид, Кендалл Дженнер, Лупита Нионго – лишь часть многочисленных примеров.
Зейн Малик и Джиджи ХадидКендалл ДженнерКим КардашьянЛупита Нионго Alexander Wang FW 2018 Alexander Wang FW 2018 Alexander Wang FW 2018
Что было дальше?
«Матрица» заставила индустрию переосмыслить жанр боевика и доказала, что философские сюжеты вполне совместимы с мощным экшном, так что серьезные блокбастеры стали для студий обычным делом: так позже появятся, например, и «Эквилибриум», и «Начало». К тому же это была очень реальная фантастика, в которую частично зритель верит до сих пор, и здесь еще одна заслуга Ланы и Лилли Вачовски, сделавших не просто красивую картинку с эффектом «вау» после просмотра, а глубокую философскую историю, ставшую феноменом на всех уровнях.
«Матрица»
Правда, если с первой «Матрицей» сошлось все, то вторая и третья часть стали яркой иллюстрацией того, что некоторым культовым работам не нужны продолжения. Да, они сорвали кассу (на пару «Перезагрузка» и «Революция» заработали $ 1,2 миллиарда), но по своему смыслу и содержанию вряд ли сравнимы с началом истории. Вырос масштаб событий, уровень спецэффектов, но зрителя этим было уже не удивить, и тем неожиданней через двадцать лет было услышать о съемках уже четвертой части франшизы в мире, и без того полном подражателей Вачовски.
Получится ли им в этот раз снова увести зрителя за белым кроликом? Увидим.