Российское кинопроизводство: шлак на государственные деньги
<p><b>Никто из них – не Джордж Лукас</b></p><p>В России практически нет другого крупного инвестора в кино, кроме государства в лице Фонда кино. Ежегодно он выделяет сотни миллионов рублей на кинокартины, которые неизменно проваливаются в прокате. Например, за 2019 год из 68 картин, снятых на бюджетные средства, окупились 11. Более того, Фонд кино становится непреодолимым препятствием для молодых, начинающих кинематографистов – ведомство не выделяет денег, если за проектом не стоит крупная кинокомпания, поясняет режиссёр Арсений Гончуков. Самого Арсения называют «российский Роджер Корман» за его умение снимать отличное кино в условиях ограниченного, мягко говоря, бюджета. Именно Гончуков снял первый российский интернет-сериал «Район тьмы».</p><p>Очередной ежегодный питчинг в Фонде кино прошёл в мае. Примерно половина фильмов, представленных на государственное финансирование – от студии «Тритэ» Никиты Михалкова и явно доминируют фильмы-катастрофы типа «Кракена» про бой советских подводников с неведомым морским чудовищем или же примыкающие к ним постапокалиптические картины как «Метро-2033», экранизация одноимённого произведения Дмитрия Глуховского. Каждая победившая в питчинге картина требует вложений 200 – 550 млн рублей.</p><p>Член экспертного совета Фонда кино Константин Эрнст высказал недоумение по поводу того, что продюсеры и режиссёры столь массово предлагают катастрофические сюжеты, хотя спрос на такие фильмы серьёзно упал во время пандемии. Зритель хочет более светлых и позитивных эмоций, но киноделы игнорируют изменившуюся структуру спроса. Есть от чего вздрогнуть тем, кто ещё помнит телесериал «Гостья из будущего»: российские киношники получили деньги на экранизацию произведений Кира Булычёва про Алису Селезнёву. Результат слегка предсказуем ещё до начала съёмок.</p><p>Ответ здесь один –зритель никому не интересен, а зарабатывают киноделы на другом, уже на стадии кинопроизводства.</p><p>Впрочем, масштабы финансирования меркнут перед двумя миллиардами рублей, необходимыми для полёта на МКС актрисы Юлии Пересильд и режиссёра Клима Шипенко для съёмок фильма «Вызов». По странному совпадению, одним из продюсеров выступает как раз Константин Эрнст, вторая сторона – «Роскосмос». Киноделы страшно гордятся, что в России снимут первый фильм прямо на орбите, не поясняя, зачем это вообще нужно.</p><p>К слову, «Гравитация» с Сандрой Буллок снималась в павильонах и с применением компьютерной графики, что не помешало фильму стать лучшим в плане показа космоса и только в США собрать свыше $274 миллионов долларов и чуть-чуть не дотянуть до полумиллиарда по всему миру при бюджете в $100 млн.</p><p>Космонавт Михаил Корниенко раскритиковал будущий полёт актрисы и режиссёра. С резкой критикой проекта выступил исполнительный директор «Роскосмоса» по пилотируемым космическим программам Сергей Крикалёв - советский и российский космонавт, Герой Советского Союза и Герой Российской Федерации, налетавший на орбите в общей сложности 800 суток и совершивший 8 выходов в открытый космос. Через два дня после его выступления на наблюдательном совете «Роскосмоса», где он раскритиковал съёмки «Вызова» на орбите, Крикалёва скоропостижно отправили на пенсию.</p><p><b>До индустрии ещё далеко</b></p><p>Не смотря на огромные деньги, крутящиеся в кинопроизводстве, российское кино – пока не индустрия. По мнению кинорежиссёра и художественного руководителя театра «Модерн» Юрия Грымова, чтобы иметь право называться индустрией, российское кино должно производить порядка 200 кинокартин ежегодно, сейчас «выхлоп» составляет 70-80 фильмов в год.</p><p>Отсутствие индустрии можно объяснить тем, что нет инвесторов. Но справедливо и обратное утверждение: нет индустрии, откуда взяться инвесторам? В России в принципе отсутствует возможность привлечения ликвидности с рынка.</p><p>«Ничего не известно об инвестиционных фондах, вкладывающихся в отечественное кино. Дело в том, что российское кинопроизводство устроено несколько иначе, чем, скажем, американское или европейское. Там на бирже активно торгуются акции таких компаний, как Walt Disney или Warner Brothers. Соответственно там можно и сформировать инвестиционный портфель из акций компаний, имеющих отношение к киноиндустрии, и сам инвестиционный фонд. У нас же не торгуются не только акции кинокомпаний, но даже и компаний, имеющих хотя бы какое-то косвенное к ним отношение. Теоретически можно притянуть за уши строительные компании, транспортников, химические корпорации (все же киноплёнку из чего-то надо делать). Но это именно за уши. Влияние кинопроизводства на финансовые показатели таких корпораций настолько опосредованно, что может быть отнесено к ничтожно малым. Спасением могли бы послужить акции кинотеатров или корпораций, занимающихся кинопрокатом. Но и таковых на отечественном рынке акций нет. А если что-то и появится, то это будут бумаги со столь невысокой ликвидностью, что формировать из них инвестиционный портфель – это уже занятие для любителей ходить над пропастью по колючей проволоке», – поясняет Алексей Коренев, аналитик ГК «ФИНАМ».</p><p>Правда, в рамках проекта «Кино России» предусмотрен рибейт, то есть – возврат киногруппам из региональных бюджетов средств, потраченных в регионе на киносъёмки, но это уже про потраченные деньги, а их ещё нужно найти. </p><p>Нет никаких налоговых льгот и преференций, которые позволили, например, Новой Зеландии привлечь Питера Джексона и заработать на обслуживании съёмки трилогии «Властелин колец» порядка $300 млн (заработок продолжается на туристах, желающих увидеть места, где создавалась легендарная киносага, включая домик Бильбо Бэггинса). На налоговых преференциях в Германии взошла звезда Уве Болла, при всей спорности и противоречивости его кинопродукции. Внутри США штаты соревнуются друг с другом в налоговых льготах для киношников, но частенько все вместе проигрывают соседней Канаде.</p><p>Единственный российский частный фонд, инвестирующий в кино – это Фонд поддержки кино «Кинопрайм», учреждённый в 2019 году Романом Абрамовичем. Фонд готов вкладывать в каждый проект не больше $2 млн, что, впрочем, неплохие средства по российским меркам. В сентябре прошлого года «Прайм» отчитался об итогах деятельности: из трёхсот заявок принято 27, проинвестировано 1,5 млрд рублей (это вдвое ниже планировавшихся вложений); треть картин, получивших финансирование, – дебютные. </p><p>В число экспертов фонда «Прайм» режиссёры Павел Чухрай, Алексей Федорченко и Алексей Попогребский, сценарист Алексей Казаков, кинокритики Антон Долин, Лариса Малюкова, Стас Тыркин, журналист Иван Кудрявцев, продюсеры Александр Роднянский и Сергей Сельянов.</p><p>Недавно прошёл российский прокат отечественной супергероики «Майор Гром: Чумной доктор». Фильм шикарно снят, основой стали отечественные комиксы про майора Грома от студии Bubble Comics. Фильм стал расширением вселенной и заработал 316 млн рублей в прокате, да ещё его купил Netflix, по разным данным, за сумму от $1,5 до $2 млн. Всё это – проект Артёма Габрелянова, сына известного медиаменеджера Арама Габрелянова, который и дал денег сыну на начальном этапе.</p><p>Габрелянов-младший собирается снимать продолжение приключений неординарного сотрудника санкт-петербургской полиции. И описанное выше – первая в России попытка создать супергеройский универсум из комиксов и кинофильмов. Вероятно, попытка окажется успешной.</p>