Войти в почту

Вальс под аркой: накануне фестиваля "На сопках Маньчжурии" в Самаре откроют архитектурно-скульптурную композицию

У ВХОДА В САД Лучшую концепцию архитектурно-художественной композиции выбирали на всероссийском конкурсе. Самым удачным вариантом признан проект заслуженного архитектора России Алексея Панина из подмосковного города Королева и его сына Петра, проживающего в Самаре. Изначально идея увековечить знаменитый вальс возникла у представителей регионального отделения Духового общества России и муниципального концертного духового оркестра (его руководитель Марк Коган входил в состав жюри). Предложенная победителями конкурса композиция напоминает арку, некогда стоявшую у входа в Струковский сад. Она была тут и в 1908 году, когда композитор и дирижер Илья Шатров и музыканты его оркестра впервые исполнили вальс "На сопках Маньчжурии". По словам Петра Панина, при подготовке проекта они изучали историческую арку по старым фотографиям, так как ее эскизов не сохранилось. Нынешнее девятиметровое сооружение, как уточнила член оргкомитета конкурса Наталья Кучер, не будет в точности повторять оригинал. Это, скорее, стилизация, созданная с применением мраморной крошки и полиэфирной смолы. Такой материал устойчив к непогоде и возможным посягательствам вандалов. - Для меня создание проекта было весьма ценным опытом, - говорит Панин-младший. - Подобную работу мне еще делать не приходилось. Мы с отцом старались воссоздать историческую часть входа в Струковский сад и при этом учесть особенности нынешнего городского ландшафта. ПРИГЛАШЕНИЕ НА ТАНЕЦ Арку дополнит композиция, созданная самарскими скульпторами Николаем Куклевым и Кристиной Цибер. Жители города при входе в Струковский сад со стороны улицы Максима Горького увидят две фигуры - даму и приглашающего ее на танец кавалера. Элементы их костюмов повторяют те, что были в моде в начале прошлого века. - Прежде чем приступить к работе, мы тщательно изучили образцы кителей, сапог, орденов, платьев начала двадцатого века, - рассказал Куклев. - В этом нам помогли сотрудники Музея модерна. Что касается лиц, то в них можно увидеть черты сходства с автором вальса Ильей Шатровым и его невестой Шурочкой Шихобаловой. В целом же это собирательные образы. Материалом для композиции стал полимер, устойчивый к влиянию погоды. - В ходе обсуждения различных проектов мнения у членов жюри разделились, - отметила Наталья Кучер. - Некоторые из них считали, что в композиции должна была присутствовать скорбная тема с учетом трагических обстоятельств, которые побудили композитора написать вальс. Однако большинство членов жюри остановились на нашем варианте. Впрочем, по словам Куклева, в скульптурных образах чувствуется легкая тревога: - Важно, что это приглашение на вальс, а не сам танец. У зрителя должно остаться ощущение недосказанности. Неизвестно, чем все это закончится. И в этом своя философия. - В композиции есть интрига, - согласна с ним Кристина Цибер. - Кавалер приглашает даму. А как она отреагирует, мы не знаем. Возможно, она скажет: "Извините, но не пойду я с вами". Мне кажется, в нашем первом варианте было больше трагизма. Там пара танцевала, и развевающееся платье дамы было похоже на саван. По мнению членов жюри, одно из достоинств скульптурно-архитектурной композиции в том, что она должна хорошо вписаться в окружающий облик города. Убедиться в этом в скором времени смогут самарцы, которые придут на фестиваль или решат просто прогуляться по Струковскому саду. Сейчас идет монтаж арки, ее можно будет увидеть во всей красе уже в ближайшие дни. А дама с кавалером появятся чуть позже, накануне открытия музыкального форума. СПРАВКА Во время Русско-японской войны, в феврале 1905 года, 214-й Мокшанский пехотный полк, в котором капельмейстером служил Илья Шатров, попал в окружение. Погиб командир, заканчивались боеприпасы. И тогда Шатров отдал приказ оркестру играть боевой марш. Воодушевленные солдаты непрерывно атаковали неприятеля и смогли прорвать вражеские позиции. За проявленное мужество Шатров получил орден Святого Станислава 3-й степени с мечами. После войны полк, потерявший свыше половины личного состава, еще год оставался в Маньчжурии. Однажды, попав на гауптвахту за какое-то нарушение устава, Шатров начал писать минорный вальс, посвященный павшим боевым товарищам. В 1906-м полк перевели в Самару, где капельмейстер создал окончательный вариант композиции. 24 апреля 1908 года Илья Шатров дирижировал в Струковском саду духовым оркестром, который впервые исполнил вальс перед публикой. Впоследствии на эту музыку написали около 20 поэтических текстов. Наибольшую известность получили стихи нашего земляка Степана Скитальца.

Вальс под аркой: накануне фестиваля "На сопках Маньчжурии" в Самаре откроют архитектурно-скульптурную композицию
© СОВА