Мария Каллас: триумф, трагедия и мистика в жизни лучшего голоса оперы
Многие считают, что оперная дива Мария Каллас, очаровавшая в середине XX века весь мир, так и осталась непревзойденной в своем певческом таланте. Ее жизнь считали волшебной сказкой, но на самом деле судьба совсем не баловала певицу. Кроме фантастического успеха и любви публики в ее жизни было немало боли, трагедий и разочарований.
Юная Мария дебютировала на сцене Афинской оперы в 1940 году. Ее появление в спектакле нельзя было назвать запланированным. Выступить девушке дали только благодаря тому, что исполнительница главной партии в «Тоске» Джакомо Пуччини заболела.
Мария с родителями и старшей сестрой Джеки
Никому не известную девушку, полноватую и неуверенную в себе, пригласили благодаря яркому сопрано, но в ее успех никто по-настоящему не верил. Всего три года назад Мария с мамой приехала из Нью-Йорка в Афины, чтобы обучаться оперному пению и вот, такое небывалое везение!
Мария целыми днями пропадала в театре и выкладывалась на репетициях полностью, но ей казалось, что этого мало для достойного дебюта. Перед самым выходом на сцену произошел неприятный инцидент. «Разве такой слонихе под силу будет спеть Тоску?» – услышала Каллас от одного из работников Афинской оперы. Обидчик тут же был нокаутирован крупной девушкой, которая буквально расплющила хаму нос кулаком.
Всего спустя мгновение после драки Каллас как ни в чем не бывало появилась на сцене с необходимым для роли выражением лица. Уже после первой арии все присутствующие поняли, что перед ними новая звезда. Овации казались бесконечными, а самые впечатлительные кричали «Божественный голос!» и пытались прорваться на сцену. В этот день Мария поняла, что если есть голос, то публика простит и лишние килограммы, и близорукость, и отсутствие лоска.
Девочка, которую назвали при рождении Мария София Сеселия, родилась в Нью-Йорке, на Манхэттене 2 декабря 1923 года в семье греческих эмигрантов. Мать Марии, Евангелия, в юности увлекалась пением, но так и не смогла реализовать себя на сцене. Она хотела для своей дочери лучшей доли, поэтому с самых ранних лет занималась развитием ее талантов.
Но в этот раз все было по-другому. После морской прогулки, едва ступив на берег, Каллас и жена Онассиса Тина одновременно подали на развод. Вскоре Мария и Аристотель начали жить вместе и в жизни оперной звезды начался новый период, который сложно назвать безоблачным.
Мария Каллас и Аристотель Онассис
Аристотель относился к Марии совсем не так, как Джованни. Он издевался над женой и нередко распускал руки, причем мог ударить супругу в присутствии посторонних. Каллас терпела все его выходки, списывая все то на сложный период жизни, то на тяжелый характер мужа.
Когда женщина забеременела, Онассис потребовал, чтобы она сделала аборт, грубо мотивировав это тем, что у его состояния уже есть наследники. Из-за проблем в семье здоровье Каллас пошатнулось и ей иногда приходилось отказываться от выступлений. Организаторы и публика поняли это по-своему и певица заработала репутацию капризной и скандальной знаменитости.
Тем временем оперная карьера Марии Каллас рушилась на глазах. Ей стало сложно брать ноты, которые раньше давались играючи, а в самые ответственные моменты не хватало дыхания. Это начал давать о себе знать дерматомиозит, постепенно превратившийся из косметического дефекта в тяжелое хроническое заболевание.
В конце 60‑х произошло то, что рано или поздно должно было случиться – Мария сорвала финал оперы, не сумев справиться с арией. Армия поклонников растаяла как дым и все, что осталось бывшей звезде – это насмешки в прессе и шепот за спиной.
Свадьба Онассиса и Жаклин Кеннеди на острове Скорпиос
Тем временем Онассис, которого связывал с Каллас лишь гражданский брак, времени даром не терял. Находясь в отъезде, Каллас узнает из газет, что ее возлюбленный женился на Жаклин Кеннеди, вдове президента Джона Кеннеди. Мария была потрясена вероломным предательством Аристотеля.
Говорят, что узнав о свадьбе, она сказала: «Боги будут справедливы. Есть на свете правосудие». Многие считают слова оскорбленной женщины проклятием – все наследники Онассиса, для которых он так берег свои миллионы, умерли. В 1973 году Александр Онассис, сын миллионера, погиб в авиакатастрофе. А в 1988 году при невыясненных обстоятельствах ушла из жизни и его любимая дочь Кристина, которой было всего 37 лет.
Мария Каллас в роли Медеи
Но удары судьбы, сыпавшиеся на Каллас со всех сторон, не могли ее сломить. Она потеряла голос, но у нее осталась яркая экзотическая внешность. Античный тип лица Марии привлек внимание режиссера Пьера Пазолини, который предложил женщине сыграть роль Медеи в своем историческом фильме. Фильм имел успех, но кино так и не стало вторым призванием бывшей солистки оперы.
Болезнь Каллас прогрессировала и женщине ничего не оставалось кроме как уйти на покой. Последние годы великой певицы прошли в Париже, где она жила как отшельница, практически не выходя из квартиры. Она умерла от сердечного приступа в 1977 году, на два года пережив предавшего ее Онассиса. Марии было всего 53 года, но дерматомиозит не оставил ей ни единого шанса.
После скоропостижной смерти Марии Каллас ходили самые разные слухи. Говорили, что ее отравила бывшая соперница по сцене, не простившая ошеломляющий успех певицы, но, причиной смерти была болезнь Марии, которая разрушила сердечную мышцу.
Но даже после смерти эта женщина не обрела покой. Урну с ее прахом, помещенную в колумбарий парижского некрополя Пер-Лашез, похитили. Спустя время останки певицы были возвращены, но во избежание повторения неприятной истории было решено развеять прах над Эгейским морем. Пустая урна с именем Марии Каллас сейчас находится на парижском кладбище и к ней приходят поклонники ее великого таланта.
Смотрите также – «Ее жизнь так печальна, что рассказ о ней кажется неправдоподобным»: великая трагедия Эдит Пиаф