Любовь с первых нот: как украинка из Канады связала свою судьбу с Азербайджаном и стала виртуозной исполнительницей мугама
Национальная азербайджанская музыка мугам – один из шедевров нематериального наследия человечества. Уникальность этой музыки – в импровизации, достичь которой можно только спустя годы музицирования. Но украинка из Канады Полина Десятниченко доказала, что бывают исключения. Полина – одна из немногих иностранцев, которые сумели постичь секреты и душу древней музыки мугам.
Мугам – это древнейший музыкальный жанр. Есть несколько версий его происхождения. Одна из них гласит, что истоки мугама кроются в ритуальных песнопениях зороастрийских жрецов. Эта религия была на азербайджанской земле до ислама, сохранился один из храмов огня. Слово «мугам» трактуется как «музыка, посланная Богом и очищающая дух человека». Постепенно мелодии ритуальных песнопений стали исполнять на музыкальных инструментах.
Мугам как самостоятельный музыкальный жанр стал формироваться в XIV-XV веках. Национальную музыку исполняли на литературных вечерах, творческих встречах. В честь древнего музыкального искусства в Баку был построен Международный центр мугама. Здание спроектировано в форме тара – основного музыкального инструмента в мугаме. В фойе стоят бюсты лучших исполнителей этой музыки. Мугам – это история, традиции, культура и духовные ценности азербайджанского народа. Считается, что постичь это музыкальное искусство могут только азербайджанские музыканты. Но бывают исключения.
Полина – украинка по национальности, родилась на Украине, но выросла в Канаде, куда переехали ее родители. Она поступила в консерваторию и неожиданно открыла для себя азербайджанскую музыку. Ее педагог была родом из Азербайджана. Она познакомила Полину с творчеством известных композиторов Гары Гараева, Вагифа Мустафазаде. А в мугам Полина влюбилась, когда в консерватории выступал азербайджанский ансамбль.
Полина шесть лет изучает мугам, уверенно играет на таре, знает разные техники и стили игры на этом инструменте.
«Есть, допустим, школа Бахрама Мансурова, есть школа Хаджи Мамедова. Есть Ахмеда Бакиханова. Это разные школы, совсем разные стили игры. Если мы говорим о школе Хаджи Мамедовской, здесь много виртуозности очень. Я вам сейчас наиграю (играет). Вот эти элементы быстрые – это из этой школы», – объяснила исполнительница мугама Полина Десятниченко.
Полина в Канаде получила гранты на изучение азербайджанской культуры, поэтому часто бывает в Баку. В каждый свой приезд она берет уроки игры на таре у азербайджанских маэстро. Учитель Полины – народный артист Азербайджана Вамиг Мамедалиев. За плечами маэстро – почти 60 лет творческой деятельности. Занятия с Полиной он называет музицированием двух профессионалов.
«Когда я начал заниматься с Полиной, у нее уже были хорошие навыки игры. Она знала большое количество мугамов, несколько техник игры на таре. Моя задача – научить ее импровизировать. Вот мы начинаем играть какую-то композицию, я в процессе делаю отступление, то есть добавляю что-то от себя, и она в этот момент пытается наиграть свою импровизацию. Пока это небольшие фрагменты. Но она быстро все схватывает. Со временем будет импровизировать на автомате», – отметил народный артист Азербайджана Вамиг Мамедалиев.
Это высокая оценка музыкальных способностей, особенно для иностранки – украинки из Канады, – чья культура далека от мугама и тара.
Тар – старинный музыкальный инструмент. У него есть несколько модификаций. Изначально у тара было шесть струн. Но затем инструмент усовершенствовали, увеличив количество струн до 11. Расим Багиров – один из лучших мастеров тара. Он занимается этим делом 35 лет.
«Самое главное – это правильно подобрать материалы. Корпус тара я делаю из тутового дерева. Подходит только такая древесина. От нее зависит звучание инструмента. А гриф вырезаю из орехового дерева», – сказал изготовитель тара Расим Багиров.
Процесс изготовления тара требует особого внимания. Малейшая неточность, ошибка в расчетах приведет к плохому звучанию. Например, нужно предельно осторожно обращаться с декой, когда на нее натягиваешь оболочку бычьего сердца.
«Оболочка придает звучанию тара красоту. Перед тем как натягивать на деку оболочку, ее надо хорошо очистить и замочить в воде. А потом аккуратно надевать, чтобы не порвать», – объяснил Расим Багиров.
Тар – один из немногих народных инструментов, для которых композиторы специально пишут музыку. А мастерство изготовления тара и искусство игры на нем внесены в список нематериального наследия ЮНЕСКО.
Полине нравится играть на таре. Однажды ей пришла идея записать кавер-версию известной украинской композиции «Щедрик» на таре. Ролик моментально стал популярен в интернете.
«Довольно-таки легко эту песню было взять и сыграть на таре. Потому что здесь ладки подстроены к пианино. То есть вся всемирная музыка – ее можно играть здесь. Но в то же время здесь остаются ладки мугамные. Поэтому это действительно такой универсальный музыкальный инструмент», – отметила Полина Десятниченко.
Не только азербайджанская музыка завораживает девушку, но и культура народа, страна, столица. В поисках материала для своей научной работы она объездила почти весь Азербайджан, изучала быт и традиции.
«Мне очень нравиться то, что здесь именно семейные ценности. Семья является приоритетом. Когда я была на свадьбах здесь, в Азербайджане, я видела эти семейные традиции, и это для меня очень важно. Я бывала на многих собраниях, которые были посвящены какому-то поэту – Физули, Насими. И на этих собраниях разные писатели, филологи выступали, читали поэзию, мугам исполняли. И, конечно, это все очень вдохновляет», – призналась Полина.
В Баку Полина любит гулять по старому городу вместе с подругой. «Мне очень нравится то, что здесь мы видим, допустим, с этой стороны Гыз Галасы, такие старинные достопримечательности. А если мы вот в эту сторону посмотрим, здесь есть Flame Tower. То есть вот это совмещение [старины] и современности. Это очень интересно и уникально», – сказала исполнительница.
Со скрипачкой Еленой Геокчаевой Полина подружилась во время своего первого приезда в Азербайджан. Они вместе выступали на музыкальном фестивале в Шеки. Полина и Елена вместе играли в камерном оркестре известного азербайджанского дирижера Исмаила Гаджиева, участвовали в престижных фестивалях.
«Каждый раз, когда я вижу выступление Полины на наших телеканалах, где она играет Баяты Шираз с таром, это каждый раз вызывает у меня удивление. Этот человек настолько проникся нашей культурой, причем глубинно народной, которую так понимает, уважает и ценит… Нужно иметь горячее сердце, горячее желание, чтобы играть на таре азербайджанский мугам», – убеждена скрипачка Елена Геокчаева.
Сейчас Полина пишет книгу о философии мугама. По ее мнению, эта музыка помогает рассуждать о смысле жизни, искать отправные точки разных народов. Книга будет издана на английском языке. Полина хочет, чтобы Европа открыла для себя красоту мугама. Это музыкальное явление внесено в список нематериального наследия ЮНЕСКО, а значит, о нем должны знать во всех уголках мира.