Не то сына, не то дочь. Как Пирс Броснан сыграл гинеколога-карателя в самом диком хорроре лета
В сети вышел «Ложноположительный», хоррор об опасностях экстракорпорального оплодотворения со звездой ситкома «Брод-сити» Иланой Глейзер. Олицетворением карательной гинекологии в картине стал 68-летний экс-агент 007 Пирс Броснан. «Лента.ру» рассказывает о том, почему эта странная картина не похожа на Ребенка Розмари и вполне заслуживает просмотра.
Люси (Илана Глейзер) и Эдриан (Джастин Теру) — счастливая пара, которая уже почти маниакально пытается завести детей. Когда от тестов на беременность рябит в глазах, они решают обратиться к другу и учителю Эдриана доктору Хиндлу (Пирс Броснан) — обладателю импозантной седой бороды, умных глаз и репутации гениального репродуктолога. Попав в клинику Люси сразу чувствует себя в стране чудес: феи-медсестры с (жутковатой, что уж там) сноровкой берут все анализы, и вот женщина уже переодета в больничную робу и готова к осмотру главного врача. Хиндл осуществляет свои обязанности с успокоительным изяществом и невозмутимостью фокусника, готового распилить ассистентку без наркоза. И вот — сперматозоиды добрались до цели, и в утробе Люси оказалось сразу три малыша: два мальчика и девочка.
На этом этапе возникают первые сложности: будущим родителям необходимо сделать выбор, кого из зародышей умертвить, поскольку тройню выносить возможным не представляется. И вот в этот самый момент у будущей матери и возникают сомнения, является ли ее беременность просто беременностью или чем-то еще? Угодливость Хиндла с этого момента выглядит все более и более зловеще, да и любящий супруг начинает вести себя будто бы несколько подозрительно.
О том, что происходит дальше, внимательные зрители смогут более или менее догадаться, вспомнив название кинокомпании-производителя «Ложноположительного» — А24. Именно эта контора в ответе за подразделение хоррор-жанра, которое называют «elevated horror» (в переводе получается неуклюже — что-то вроде «возвышенный фильм ужасов»). Застрельщиками направления являются Роберт Эггерс («Ведьма», «Маяк») и Ари Астер («Реинкарнация», «Солнцестояние»). Их фильмы, сделанные при поддержке А24, освежили интригу жанра, в новой редакции предпочитающего сюжеты, которые раньше были предметом исследования психологических драм. В «Ложноположительном» таковыми стали страх материнства и опасности экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Последняя практика, кстати, давно просилась в хоррор — достаточно уже негативного отношения к этой практике религиозных организаций.
Придумали эту картину сыгравшая главную роль Глейзер и режиссер Джон Ли, которые сделали себе имя на замечательном ситкоме «Брод Сити». Это обстоятельство уже обещает, что сходство завязки с классическим «Ребенком Розмари» Романа Полански окажется обманчивым — так в итоге и получается. «Ложноположительный» вообще почти до самого третьего акта не выходит из регистра странноватой, но все же вполне реалистичной истории. В какой-то момент кажется, что Глейзер и Ли рисуют скорее что-то вроде фильма Линн Рэмси «Что-то не так с Кевином», где в реалистическом ключе были осмыслены мотивы «Омена».
Интересно, что комедийное прошлое Глейзер ни разу не проявляется напрямую: «Ложноположительный» безупречно сохраняет внешнюю серьезность даже в моменты, когда неплохо бы поднять хотя бы один уголок рта. Глейзер и Ли скрупулезно блюдут правила ухода от вскормившего их жанра — ужасы так ужасы. Однако прошлое все равно настигает их помимо воли. Не в интонациях, а скорее в самой конструкции характеров и сюжета. В принципе, почти ни про одного из героев здесь нельзя сказать ничего сверх того, что они делают на экране. Действительно ли Люси любит и хочет детей или в ней говорит комплекс отличницы и еще какая-нибудь мания? Действительно ли Хиндл хороший доктор? Не гей ли случаем Эдриан? Ни на один из этих вопросов картина внятных ответов не дает, зато с последним из них связан довольно остроумный (но тоже не слишком смешной) гэг, которого многие киноманы ждали примерно с момента выхода «Малхолланд Драйва». Более того, кажется, что Броснан в роли гинеколога — тоже своего рода шутка Глейзер, которая вполне вероятно когда-то фантазировала насчет себя в роли девушки Бонда.
68-летний ирландец здесь с явным наслаждением работает в абсурдистском регистре, хорошо знакомом и понятном взрослым россиянам — где-то между «Маски-шоу» и тележурналом «Каламбур». Именно его работа сразу же сообщает происходящему жутковатый контрапункт, который держит в напряжении, заставляя ерзать и нервно хихикать даже в моменты, когда ничего смешного в кадре не происходит. В последние двадцать минут ожидания с лихвой оправдаются — причем прорыв на экране совершеннейшей дичи будет происходить по нарастающей вплоть до заключительного кадра.
Эффект все это производит скорее обескураживающий — Глейзер все-таки неплохо было бы уделить больше внимания драматургии, а не бомбить зрителя чередой ярких, но несколько бессвязных образов. Тем не менее, увидеть все это, пожалуй, стоит. Во-первых, «Ложноположительный» замечательно снят, благодаря оператору Павлу Погоржельскому («Солнцестояние», «Никто» Ильи Найшуллера). Во-вторых, на уровне эмоции фильм действительно будоражит, задевая какие-то полусознательные страхи — а не этого ли мы ждем от хоррора? Ну а главную шутку Глейзер отложила до премьеры на фестивале в Трайбеке, куда явилась беременной своим первым ребенком.
Фильм «Ложнопозитивный» (False Positive) вышел на стриминговой платформе Hulu