Всегда восхищали и удивляли люди, понимающие и даже любящие разнообразные механизмы - те, для которых все эти патрубки, валы, турбины и насосы не просто бездушные «железяки», а отзывчивые устройства, послушные воле человека. Знакомьтесь: один из таких «волшебников» - Роман Алта, групповой механик АО «Северречфлот». ОТ СУДЬБЫ НЕ УЙДЕШЬ
В принципе, нет ничего удивительного в выборе нашим героем профессии, ведь родился он на берегах удивительно красивой и во всех отношениях прекрасной Конды. Эта река на протяжении веков определяла жизнь всего района – по ней сплавляли лес и доставляли грузы, в ее бассейне ловили нежнейших стерлядей и непревзойденных по своим вкусовым качествам карасей.
Правда, сам Роман утверждает, что поначалу собирался связать свою жизнь со строительством. Но и вправду – от судьбы не уйдешь, а потому его выбором стала специальность «Судовождение». Поступил он учиться в Ханты-Мансийский политехнический колледж, через два месяца был призван на службу в армию, а после демобилизации вернулся на учебу уже в другой колледж, после реорганизации ставший технолого-педагогическим.
- После окончания учебы я стал работать на «Ярославце», который принадлежал метеостанции. Через год перешел в «Северречфлот», рулевым-мотористом на «Линду». Отходил на ней две навигации, в основном на линии до Сургута, стоял вахты через день по шесть часов.
…Мы сидим с Романом в его кабинетике, буквально заваленном какими-то коробками, документами, мелкими запчастями. На столе одна на другой громоздятся заявки и ведомости на сервомагниты, термостаты, подшипники, реле и еще Бог знает какое оборудование. Один вид этих названий, номенклатур и марок у человека, далекого от техники, вызывает оторопь. А вот для группового механика все это привычная и понятная рутина.
Улыбчивый и приветливый молодой человек без какой-либо рисовки, охотно отвечает на вопросы.
- В 2014-м году мой капитан перешел на «Метеор» и меня позвал с собой. Ходили до Березово, Салехарда. Чем работа на «Линде» отличалась? У нее парусность большая, когда сильный ветер, надо было быстрее швартоваться. Зато на «Метеоре» красить приходилось в два раза больше площадей, - смеется собеседник. – Но я работы никогда не боялся, с детства приучен к труду.
ЧТОБЫ ВСЕ КРУТИЛОСЬ
Вскоре дотошность и исполнительность молодого специалиста заметило руководство, и ему предложили занять должность группового механика.
– Согласился – терять-то нечего, обратно всегда сумею перейти, - задорно поблескивает глазами Роман. - С «железом» у меня с детства все нормально.
Когда я попросил собеседника перечислить подведомственные ему суда, то сначала добросовестно пытался переспрашивать названия и также добросовестно их записывать, но вскоре отчаялся и бросил. Если за бункеровочными базами, паромами и плавкранами еще худо-бедно можно было успеть, то во всех этих «эртэшниках», «эрбэшках», «бэтээмах» и прочих аббревиатурах журналист безнадежно утонул. А их, между прочим, под началом Алты ни много ни мало аж 23 штуки!
На взгляд несведущего человека, его работа – это тихий ужас в режиме постоянного аврала. В период навигации все суда «Северречфлота» должны постоянно обеспечивать грузо- и пассажиропоток, иногда в круглосуточном режиме, а ведь подавляющее большинство из них находится в весьма почтенном возрасте, некоторые «родились» еще в 80-х годах прошлого века. А неизбежные в процессе эксплуатации поломки, которые ведут к простою и финансовым потерям для предприятия, необходимо ликвидировать в кратчайшие сроки.
– Каждую поломку надо устранить как можно быстрее, поэтому порой приходится срываться на работу и в выходные, и допоздна задерживаться. У меня ведь ненормированный график работы, – но в голосе собеседника нет уныния и накопившейся избыточной усталости. – Думаем, как проблему решить, какие организовать действия, нужна ли сварка, как обеспечить запчастями. Круглый год у меня работа. Когда осенью, после завершения навигации, пароходы разоружаются, настает черед бумажной работы - составление ремонтных и дефектных ведомостей и так далее.
Удивительно, но в речах Алты впервые за последние десятилетия услышал вроде бы прочно забытый термин советских времен «дефицит». Роман пояснил:
– Оборудование у нас далеко не все новое, бывает сложно оперативно найти к нему нужные запчасти, поэтому определенный запас должен быть всегда.
Обязанностей у группового механика множество – от одного только прочтения его должностной инструкции волосы встают дыбом. Именно он несет ответственность за бесперебойную работу техники, поэтому нередко приходится выезжать в командировки, ведь флот предприятия раскидан по всему Обь-Иртышскому бассейну. И я уверен, что Роман с полным правом может подписаться под словами легендарного Георгия Ивановича, который любил свою работу, «…потому что, когда я туда прихожу, там начинает крутиться то, что без меня не крутилось».
Даже свою «производственную» радость наш герой формулирует своеобразно:
– Когда все работает, не ломается, когда произведен качественный ремонт.
И мечта у него – особая:
– Дали бы нам новые теплоходы! Ну, или хотя бы двигатели, «китайцы» - они понадежнее будут. Конечно, сегодня флот востребован в меньшей степени, чем раньше, но на мой век работы хватит – тот же песок, который мы транспортируем, нужен всем.
Сегодня Роман учится в Омском институте водного транспорта на инженера-механика, но и без того ему постоянно приходится заниматься самообразованием:
- Где-то и книжечку надо почитать, ведь двигателей у нас всяких много, иногда на одном теплоходе может стоять три совершенно разных.
Собеседник легко определяет качество настоящего специалиста:
- Хороший работник – это тот, который увидит проблему и не перешагнет через нее, а устранит.
По собственному признанию Романа, его все устраивает, но…
- Тянет на реку, конечно. Хотя и дома, с семьей хочется побольше побыть…
О КОРНЯХ И «КОРЕШКАХ»
Семья нашего героя – это жена Юлия, она музыкальный руководитель в детском саду. Вернее, сейчас она трудится дома, нянчится с младшеньким Артемом, который появился на свет всего-навсего месяц назад. Старшему, Тимофею, уже шесть лет, собирается идти в школу.
- Увлечения? Конечно, это рыбалка-охота-грибы-ягоды. Я же вырос в лесу, дедушка лет с трех повсюду с собой таскал. Привык.
Никаких планов по переезду семья Алта не строит:
- Ханты-Мансийск давно стал родным. Город маленький, спокойный и комфортный, суеты нет, народу немного. Одна проблема: купить что-либо сложно и дорого.
Пожелания коллегам в преддверии профессионального праздника речников групповой механик тоже высказал особые:
- Не ломаться! Хорошей всем работы - без проблем, ясной погоды и взаимопонимания в экипаже!
Автор: Андрей Рябов