Обзор литературной периодики
Начнём этот обзор с утрат, на которые был горазд июнь 2021-го. Все невозможно перечислить, отметим только самые горькие. В начале июня не стало талантливого поэта Геннадия Чернецкого (1984-2021), в последние годы тяжело болевшего и прикованного к инвалидному креслу. На Facebook о нём вспоминают поэт Анна Русс, главный редактор журнала «Лиterraтура» Наталья Полякова, прозаик Алёна Чурбанова и др. Примерно тогда же пришла новость о смерти от ковида Андрея Урицкого (1961-2021) – критика, прозаика, автора статей о таких поэтах, как Михаил Гронас, Дмитрий Воденников, Виктор Iванiв, Андрей Поляков, Герман Лукомников, хранителя архивов поэтов Михаила Лаптева (1960-1994) и Александра Егорова (1956-1993). На Facebook Герман Лукомников справедливо говорит о нём как о «замечательном прозаике и критике», «знатоке и публикаторе русской поэзии», «истинном рыцаре литературы». 21 июня не стало знаменитого поэта-мета-реалиста Александра Ерёменко. Михаил Эпштейн – философ и теоретик, открывший явление метареализма публике в далёких 80-х, пишет на своей странице на Facebook о сложных отношениях представителей этого течения с Евтушенко, о молчании поэта и об одном из самых узнаваемых стихотворений Ерёменко «В густых металлургических лесах…»: «Вряд ли такое стихотворение могло быть создано в 1960-е – оно современно в той степени, которая требует от критика понять его язык, прежде чем обсуждать, хорошо или плохо оно написано на этом языке. Ещё недавно бедную целомудренную природу было принято противопоставлять хищной технике, восхищаться первозданностью и заповедной чистотой, взывающей к спасению. Это была закономерная реакция на бурный технический прогресс и его чрезмерные притязания. У Ерёменко мы не найдём ни умиления перед природой, ни восхищения техникой…» На Colta – воспоминания Льва Оборина, Сергея Сдобнова и Ростислава Амелина о Василии Бородине, смерть которого в эти дни потрясает любого человека, мало-мальски имеющего отношение к литпроцессу. Лев Оборин: «Он вообще всё делал с щедростью, и сейчас его друзья, плача, делятся его любимыми стихами, выкладывают его песни, его акварели и рисунки. Он их тоже раздаривал, иногда прямо целыми пачечками. Когда было совсем тяжело – продавал за какие-то смешные деньги (заранее тошно представлять себе, как эти рисунки выплывут на аукционах лет через сто)». Завершим этот грустный обзор несколькими материалами о живущих. «Знамя» публикует интересный круглый стол об осмыслении феномена онлайн-журнала – интервью с главными редакторами ведущих порталов (Textura, «Формаслов», «Лиterraтура» и др.). Георгий Жердев, главный редактор проекта «Сетевая Словесность»: «Новые литсайты во многом копируют старые толстые журналы – отчасти по врождённому пиетету, отчасти из стремления выглядеть «солиднее». Впрочем, всё это уже малосущественно и где-то даже смешно во времена, когда новые поколения текстовому предпочитают визуальный ряд, слову картинку, вся литература уходит в кино и видеоигры. Литература как способ существования человечества – как когда-то сдала офлайн – постепенно сдаст и онлайн. Это не плохо и не хорошо, это эволюционно ожидаемо – и никуда уж тут не деться». Анна Маркина и Евгения Баранова, главные редакторы журнала «Формаслов»: «В целом мы стараемся наследовать опыт «толстожурнальных» братьев, облекая его в доступную современному рассредоточенному читателю форму. Что нас ждёт в будущем, по каким рельсам помчится наш состав, покажет время. Загадывать «в век сплошных скоропадских» и прочих ковидов – дело мечтателей, а мы скорее практики… За плуг уже взялись, а поле задач перед нами лежит раздольное». Алёна Бондарева, главный редактор портала Rara Avis: «Я не думаю, что онлайн-проекты – прямые продолжатели толстых журналов. Это принципиально иной вид. Делать ставку только на текст (если мы говорим об аналитике), как бы прекрасен он ни был, сегодня нельзя. В нашем быстром мире у людей нет ни времени, ни сил на то, чтобы вникать в особенности поэтики какого-то малоизвестного писателя или читать пространные ответы критиков друг другу…» В июньском «Новом мире» Юлия Подлубнова пишет об одном из самых ярких представителей современной уральской поэзии – Андрее Санникове: «Поэт мощного языкового чутья, языковой функции. Кумир поэтической молодёжи, восхищённо твердящей про «подземные дирижабли», «железные дурдомы», про то, как «сидят подземные татары», а «господь лежит глазами ниц / с клоками ваты из глазниц». На «Прочтении» – талантливые стихи Георгия Станзина: за все слова о вас кулончики из кварца кофейный привкус губ покойника почти последний шанс чтоб с тем разок поцеловаться кто был не человек сплошь тоника почти разлей мою слюну в хрустальную посуду до колик ощути лжи либеральной крах смотри где рыхлый дым расходится повсюду её рабы меня выносят на руках. Берегите себя, цените близких – и до встречи в дальнейших обзорах. Борис КУТЕНКОВ