Сергей Безруков: «Я всю жизнь мечтал сыграть Остапа Бендера!»

В новом фильме «Бендер: Начало» известный артист наконец осуществил свою мечту.

Сергей Безруков: «Я всю жизнь мечтал сыграть Остапа Бендера!»
© НДН.Инфо

В фильме «Бендер: Начало», который выходит в российский кинопрокат, собрался впечатляющий актерский состав: Сергей Безруков, Юрий Колокольников, Таисия Вилкова, Александр Цекало, Гарик Харламов, Артем Ткаченко, Ольга Сутулова, Никита Кологривый и многие другие популярные артисты. Режиссером стал Игорь Зайцев, известный многим зрителям по своим работам «Тобол», «Великая», «Диверсант. Конец войны», «Каникулы строгого режима», «Есенин» и многим другим. Но интересна и сама история съемок. Нам удалось поговорить с актерами, режиссером и продюсерами картины и узнать от них массу любопытных подробностей.

«Ранний» Бендер

Итак, фильм нас отправляет в 1919 год. Судьба сталкивает юного идеалиста Осю с турецкоподданным аферистом Ибрагимом Бендером. И никогда бы честный Ося не связался с таким бессовестным и хитроумным мошенником, если бы их не объединила невероятно опасная авантюра: охота за исторической реликвией — драгоценным жезлом, заполучить который также не прочь местные бандиты и белые офицеры. В череде приключений Ося вынужден учиться у Ибрагима лести, обману, шантажу и даже грубой силе. Так начинает складываться портрет легендарного великого комбинатора и любимца женщин Остапа Бендера-Задунайского.

Идея снять фильм о молодом Остапе Бендере появилась у продюсеров компании «Среда» Александра Цекало и Ивана Самохвалова после успеха киносериала «Гоголь».

— После «Гоголя» мы вспомнили про главного авантюриста нашей страны Остапа Бендера, который у нескольких поколений был героем их времени, — рассказывает нам Иван Самохвалов. — Но так как романы Ильфа и Петрова экранизировали уже не раз, мы решили пойти иным путем и подумали: а что могло происходить в жизни Остапа до сюжета «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка»? Так появилась мысль сделать уникальный сюжет про «раннего» Бендера...

Герой его мечты

Роль Ибрагима Бендера исполнил Сергей Безруков.

— Были и другие претенденты, но на пробах Безруков был лучшим, — рассказывает режиссер Игорь Зайцев. — Мы с Сергеем хорошо знакомы, работали вместе на сериале «Есенин» и фильме «Каникулы строгого режима». И я как режиссер и как зритель очень люблю его как артиста. Безруков блистательно умеет перевоплощаться, а в этой истории у него просто фестиваль перевоплощений и преображений. Я получил колоссальное удовольствие от того, что смог ему в этом помочь и принимать участие в этом процессе...

Сам Сергей Безруков согласился на эту роль не раздумывая.

— Я всю жизнь мечтал сыграть Остапа Бендера! Была даже возможность, но как-то не сложилось, — рассказывает актер. — И когда мне предложили сыграть Ибрагима Бендера, я был очень рад! Ибрагим-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей — авантюрист, мошенник, пройдоха, человек с колоссальнейшим опытом обмана! Отчаянный, безбашенный, яркий персонаж, и всем этим он в себя влюбляет. Перечитывать ничего не нужно было, так как все эти книги и экранизации — на подкорке. Мой любимый Бендер — это Остап Андрея Александровича Миронова. У него он — такой романтик, импровизатор... Великий Бендер! При том что я примерно так же люблю и Сергея Юрского в этой роли. Но Ибрагима Бендера не играл еще никто — я первый исполнитель этой роли, чему очень рад. И счастлив, что меня не нужно ни с кем сравнивать. Здесь мы использовали самые яркие краски, импровизировали, находили с режиссером совершенно неожиданные повороты и ракурсы. С Игорем Зайцевым мы понимаем друг друга с полуслова. Мы многое разрабатывали, придумывали, проживали в кадре. И надеюсь, что у нас получилась классная история. А весь наш задор, все импровизации и дурачества — в хорошем смысле этого слова — будут видны на экране...

На роль самого Остапа Задунайского пробовалось в общей сложности более трехсот актеров, в итоге сыграл его Арам Вардеванян. Образ главного злодея Мишки Япончика на экране воплотил Никита Кологривый, а Еву Махульску — авантюристку, которая выдает себя за польскую княжну — сыграла Таисия Вилкова.

Сто лет назад

Поскольку «поздний» Остап родился у писателей как охотник за сокровищами, в центре сюжета фильма о «раннем» Бендере также находится драгоценный артефакт: жезл графа Румянцева — единственный сохранившийся в государственных музеях России фельдмаршальский жезл.

— Все истории, которые есть в фильме, основаны на реальных событиях, но представлены в жанре «что было бы, если». Что было бы, если бы реальные персонажи — такие, как Мишка Япончик или Махно — встретились с Остапом и Ибрагимом и оказались частью придуманных нами фантастическо-исторических приключений? — поясняет нам креативный продюсер картины Варя Авдюшко. — Готовясь к съемкам, мы погружались в документы той эпохи, воспоминания, смотрели фотографии, хроники, изучали легенды и мифы, связанные с реальными историческими персонажами. А потом, основываясь на всем этом, строили свои фантазии и развивали линии героев в нашей истории.

Поправка на ветер

Съемки фильма проходили в Санкт-Петербурге и его окрестностях, а также в павильонах «Ленфильма», где были построены улочки, дома и подворотни города Солнечноморска, в котором разворачивается часть действия.

— Вместо Черного моря было Балтийское, вместе теплого песочка — холодные ветра на Финском заливе, — рассказывает нам Игорь Зайцев. — Но через декорации, через расцветку тканей и какие-то объекты мы попытались создать образ жаркого юга и добавить ощущение тепла в картину, потому что комедия по атмосфере должна быть теплой...

Своенравная петербургская погода то и дело вносила коррективы в съемочный процесс. Декорацию рыбацкой деревни, выстроенной на берегу Финского залива, несколько раз затапливало. А во время съемок сцен в ставке Махно, построенной в заброшенном песчаном карьере, в кадр должен был влетать воздушный шар, но...

— Но погода вдруг изменилась: подул сильный ветер, и шар начал влетать в кадр намного раньше, чем это предполагалось — в тот момент, когда мы снимали совершенно другую сцену, — вспоминает Варя Авдюшко. — И поскольку этот процесс из-за ветра стал не очень управляемым, нам пришлось буквально в минуту перестроить ход съемки, а актерам — на бегу импровизировать, чтобы подстроиться под эту внезапно изменившуюся ситуацию с шаром. Наверное, для взгляда со стороны эти съемки были похожи на какой-то сумасшедший дом для буйных, но сцена в итоге получилась очень бодрая и живая…

«Пилюля счастья»

Чтобы убрать из кадра какие-то приметы нашего времени, создателям картины, конечно, пришлось прибегать к помощи компьютерной графики. Но саму минувшую эпоху в основном старались воссоздавать вручную.

— Дороги где-то прикрывали искусственной брусчаткой, где-то забрасывали сеном, чтобы не было видно асфальта и разметки. В некоторых местах художники-декораторы строили фальшстены, чтобы закрыть современные рамы на окнах, — поясняет нам Варя Авдюшко. — Этот фильм дорог с художественной точки зрения именно тем, что здесь очень много ручной работы, к которой приложена душа в попытке погрузить зрителя в то время.

При этом буквально и документально воссоздать ту эпоху — 1919 год — задачи не было.

Создатели фильма утверждают, что «Бендер: Начало» — это чистая комедия, но в то же время, как в любой хорошей истории, здесь есть глубокий смысл.

— И это то, что сейчас очень нужно зрителю: яркая, насыщенная, безбашенная комедия, которая дает возможность просто выдохнуть, особенно в наше сложное время, — говорит нам Сергей Безруков. — Безусловно, мы оптимисты и не теряем бодрости духа, но столько сложностей в жизни, что хочется просто пойти в кино и отдохнуть. Мне кажется, наш «Бендер» — как раз для этого. Это очень хорошая пилюля бесконечного счастья, драйва и хорошего настроения…

Яна Невская, фото пресс-службы Централ Партнершип

(ИА «Столица»)