Телеведущая Анна Фрадкина — о новостях культуры, пандемии и муравьях

Культурная сфера, пожалуй, одна из самых пострадавших от пандемии после туризма. Санкт-Петербург, как культурная столица, почувствовал это сильнее многих других городов страны. О своем бедственном положении говорили известные музыканты, актеры, ведущие. И это не только финансовые трудности, хотя это очень важно. Творческий процесс должен быть безостановочным, людям искусства, как спортсменам, необходимы тренировки — репетиции, премьеры, эмоциональная подпитка от зрителей. Все связи оказались разорваны.

Телеведущая Анна Фрадкина — о новостях культуры, пандемии и муравьях
© Слово и Дело

Как изменилась жизнь тех, кто тесно связан с культурой? Как культурная столица России обходилась без новостей культуры? Что происходит сейчас? Об этом и не только корреспондент «Слово и Дело» поговорил с телеведущей Анной Фрадкиной. Вот уже более 20 лет она занимается своим любимым делом.

— Анна, 27 июня на Новой сцене Александринского театра выступил дуэт «In-Temporalis». Я знаю, что мероприятие было организовано вами. Как все прошло?

— Помимо того, что я много лет уже работаю на телевидение и занимаюсь новостями культуры, я часто сама участвую и организую культурные события. В случае с дуэтом «In- Temporalis» — отношения с музыкантами почти родственные. Пианистка Полина Фрадкина — моя однофамилица, мы на этой почве когда-то подружились, но все считают нас сестрами и со временем мы перестали это отрицать. А наш друг, перкуссионист, кубинец Йоэль Гонсалес, живет в Петербурге уже 30 лет.

Музыканты создали очень необычный проект, много лет назад, когда слово толерантность не было таким расхожим, но сегодня их идея мирного сосуществования разных культур оказалась очень актуальной. Они очень элегантно и вдумчиво смешивают классику и афроамериканские мотивы и вот уже и не поймешь, где Моцарт, а где песня кубинского мороженщика.

Мы намечали этот концерт на конец 2020-го года, когда казалось, что пандемия должна кануть в лету. До этого ребята, как и все, отсидели уже много месяцев почти без работы. Мы запустили рекламу, но пришла вторая волна и мы перенесли концерт на весну. В апреле этого года мы решили провести его в июне, ведь уже есть вакцина, все должно быть хорошо и спокойно! И вот опять, очередная волна!

С начала июня все нарастает как снежный ком. Как отмечают все театры и концертные залы, люди сейчас не покупают билеты заранее, ничего не планируют, мы вступили в эпоху быстрых решений, быстрых продаж. И люди думающие, начали беречь себя сами и реже выходить в публичные места. Нечеловеческими усилиями нам все же удалось собрать зал. Мы очень благодарны тем, кто пришел поддержать музыкантов. В июле и августе, по прогнозам, будет полная стагнация в культурной жизни дальше посмотрим.

Это интересно: Дуэт «In-Temporalis» — о творчестве, объединении культур и отражении человека в музыке

— Анна, Вы тоже почувствовали, что в период пандемии работы стало значительно меньше?

— Конечно. Я еще никогда не чувствовала себя в такой связке с культурной жизнью, хотя уже почти 20 лет занимаюсь новостями культуры. Но наступила пандемия и закрылись музеи, театры, прекратились концерты, выставки, фестивали — все то, что дает нам информационный повод.

Была полная неопределенность, ожидание. Сначала неделю, потом вторую, дальше счет пошел на месяцы. Это был для меня настоящий шок, я оказалась выбита из привычной жизни, которая была стремительной и вдруг это «белкино колесо» просто выключили.

— Как Вы справлялись из ситуации?

— Все стали уходить в онлайн. Театры транслировали спектакли, репетировали в зуме, музыканты играли дома, артисты балета — записывали трогательные ролики тренировок на кухне. Библиотекари читали книги в эфире. Я перезванивалась со многими моими культурными друзьями, и поняла, что у каждого есть свои ощущения и даже планы в это странное время. Тогда и решила записывать такие видеопослания. Они назывались «Новости культуры в домашнем режиме».

К примеру, в Молодежном театре на Фонтанке летом прошлого года должно было пройти два события: юбилей художественного руководителя Семена Яковлевича Спивака и юбилей театра. Все это отменили. С Семеном Яковлевичем мы поговорили на эту тему, он был расстроен, но как философ считал, что все пройдет. В июне этого года праздник состоялся.

Артист Юрий Гальцев во время нашего разговора что-то делал на крыше своего дома — у него появилось время заняться дачей. Режиссер Сергей Дебижев снимал пустой Петербург. Это было завораживающее зрелище, такого не было никогда и, надеюсь, не будет! Многие творцы, художники, кстати, воспользовались паузой, чтобы реализовать то, что откладывали из-за нехватки времени.

— Что сейчас с новостями культуры?

— Конечно, было непонятно, как долго это продлится. Мы постепенно выходили из положения, долго. В итоге сейчас поменялась формат программы, время и даже канал. Но Россия и Культура — единый холдинг ВГТРК, так что это возможно. С апреля 2021-го местное вещание телеканала Россия 1 предлагает зрителям еженедельный обзор новостей культуры, каждую пятницу, в 9:30. Это получасовой дайджест того, что происходило в культурной жизни Петербурга за неделю. Что будет дальше — покажет время.

— Насколько важны новости культуры для современного человека?

— Очень важны! Особенно в таком городе, как Санкт-Петербург! Здесь это особая статья, при таком количестве театров и музеев, таком творческом составе населения Петербурга! Говорят, по стране 7 с половиной процента населения работают в творческой сфере. В Петербурге этот процент явно выше. А туризм? Здесь он непосредственно связан с культурой — туристов привлекает не только внешний облик города, хотя и это культурное наследие.

В туристической программе — обязательное посещение великолепных пригородов и дворцов, знаменитых театров, новых современных фестивалей. Петербург заточен на культурный туризм. Поэтому не может Петербург существовать без новостей культуры, культуре важно уделять должное внимание в СМИ, на ТВ. Вопрос для меня в другом сегодня — какая возрастная категория смотрит телевизор? Молодежь уходит в Интернет. Там черпает информацию. Поэтому цифровизация культуры, которая таким рывком произошла в пандемию, придется очень кстати. Это выход на другую аудиторию, общение на другом уровне. Хотя, никакой онлайн, не заменит живого общения, однозначно.

— Вы не думали о расширении своей аудитории: YouTube, подкасты?

— Во время пандемии меня только ленивый не спросил, почему я не делаю свой YouTube-канал. Но сейчас все стали журналистами, блогерами, ведущими и операторами. Кажется, что достаточно хорошего телефона и все можно сделать. Но меня смущает непрофессионализм. Нужна концепция, команда, вложения. Но не скажу, что я не думаю на эту тему.

— Что открыла для Вас пандемия?

— Расстраивают люди. Мы говорим про коллективный иммунитет, но для этого должна быть коллективная ответственность. Пандемия обнажила всеобщую безответственность, Подумайте — если не о себе, то о ближнем своем! Общество напоминает мне большой муравейник, в который стоит ткнуть палкой — начинается суета вокруг дыры, все бегают, латают брешь. А с другой стороны муравейника в это время продолжается обычная жизнь. Ведь их край не задет!

 И там, где была суета и паника, тоже быстро все успокаиваются, да, есть жертвы, разрушения, но все идут проторенным маршрутом и дальше тащат свои травинки, как ни в чем не бывало, ничего не меняя в жизни, не делая выводов. Люди, на наш общий муравейник покусились, на нас на всех, на человечество! Хватит делить деньги, землю, влияние — всем вместе надо выжить на планете! Для этого пора измениться.

Редакция «Слово и Дело» благодарит Анну за увлекательную беседу и желает успехов во всех начинаниях.