Обсчитывал, обвешивал на рынке, от снайпера уходил
Мой давний партнер и товарищ, коллега по журналистике, пиару и политическим авантюрам Андрей Николаев в аккурат к 60-летию выпустил книгу. «Обязательно прочитай, это мое детище, мой ребенок», - просил Николаев. Я прочитал и теперь пытаюсь... Сложно сказать «поделиться впечатлениями» и тем более «написать отзыв», когда буквально разрывает от чувств.
Небольшая по объему, с модным дизайном обложки, на которой прикольный рыжий кот. Еще и игривая надпись «Наследил». Автора знаю как крутого креативщика, так что не удивился оформлению.
Внутри ожидал увидеть автобиографию, конечно интересную и задорную. Немного знаком с некоторыми вехами жизненного пути Николаева. Так что настроился почитать интересные рассказы, как он жил в Казани, перебрался в Москву, был вторым человеком в охране Бориса Ельцина, общался с сильными мира сего, руководил крутыми телевизионными и политическими проектами, снимал художественное кино.
Но нет! Всё оказалось совсем не так. И вот теперь ломай голову, что значит «Наследил»? Походил и повеселился, оставил след в истории, или нашел целое наследство? Не сундук с золотом, а именно то самое, которое оставляли после себя мудрецы прошлого. Скажем, откопал манускрипты из утраченной Александрийской библиотеки, потом расшифровал их и записал в игривой художественной форме. Дабы только посвященные могли понять, что в этой книге с прикольным рыжим котом на обложке, осваивая смысл написанного слой за слоем.
Сразу замечу, что пересказать творение Николаева невозможно в принципе. А можно ли ответить на вопрос, о чем оно? И с этим тоже сложно.
На первый взгляд, можно сказать, что она об авторе. Да, там много разных случаев из жизни, повести о родственниках, близких, знакомых. Причем совершенно откровенно, ничего не стесняясь и не скрывая. Как обсчитывал и обвешивал, будучи торговцем на рынке. Или лез по водосточной трубе за полагающимися долларами за пиар. Или как уходил от снайпера, обличенного в тело нагой красотки. Много нестандартных сюжетов, которые давала сама жизнь, а она, как известно, делает это лучше любого вымысла. И всё это еще окутано яркими образами, умением автора достраивать для своих героев декорации в сюрреалистическом стиле.
Однако это будет только часть содержимого. Через судьбы свою и отдельных людей Андрей Николаев рассказывает о всех нас. Об окружающем обществе, нашей стране, ее истории, ментальных особенностях народа. И тут важно подчеркнуть, что во многом он это делает через личную жизнь. Ведь главный вопрос, который задает человек, это «кто Я». Потом естественно возникаем «кто мы». Кто такие «просвещенные» и представители «глубинного народа». Но и такое мое описание будет полуправдой.
Следующий и очевидный слой смыслов — автор говорит о свойствах человеческой натуры и природе человеческих отношений. Как в заложенной мирозданием гармонии пребывают в вечном недопонимании и взаимно дополняют друг друга мужское и женское, молодое и уходящее, простое и сложное. Диалектика жизни личности через диалектику истории, ценность жизни через неожиданность смерти, малозначимость ухода в другой мир через бренность бытия.
Ценность людской молвы и ее обесценивание перед пониманием вечности. Хотя показано это, опять-таки, при помощи обычных историй обычных, на первый взгляд, людей. Даже сюжет не всегда нужен. Вспомните «Старосветских помещиков» Николая Гоголя. Смотрят в окно, спят, едят варенье... А по сути, величайшее произведение мировой литературы. Но почему же, одни кажутся приличными людьми, а после них остается только прах и забвение, а другие после ухода остаются в памяти многих?
Обо всем этом Николаев тоже рассказывает. Именно о неизменности таких проявлений людей, как любовь, тоска, щедрость, страх, жадность. Эту неизменность чувствуешь, когда сопоставляешь характеры из классических произведений, написанных в разные века.
Другой слой, который мне удалось разглядеть, что в книге за смешливой манерой повествования виден бесконечный религиозный эсхатологический поиск. И не только в том плане, в чем смысл жизни и вообще цель существования окружающего мира. Автор будто ищет ответ на вопрос, из какой субстанции состоят добро и зло и какова их роль для самого бытия и небытия.
И стоит только задуматься об этом, как возвращаешься к банальным бытовым случаям и нехитростным историям. Читаешь книгу Николаева и будто смотришь голливудский фильм. Где сценарий закручен, герои спасают человечество и при этом обмениваются сальными шуточками, спецэффекты и нарисованные персонажи прибавляют динамики и зрелищности, а за всем этим размышления высокого порядка.
Вот и книгу Андрея Николаева я бы отнес к некоему философскому триллеру. И как известно, философия не дает никаких ответов, ее главная задача — правильно поставить вопросы.