Двое разгневанных мужчин. Каким вышел новый фильм-ограбление режиссера «Одиннадцати друзей Оушена»?

В сети вышел новый фильм Стивена Содерберга «Без лишних движений», в котором лучший актерский ансамбль сезона разыгрывает историю из жизни детройтских гангстеров середины 1950-х. «Лента.ру» рассказывает, что общего у картины с «Одиннадцатью друзьями Оушена», и объясняет, как Содербергу вновь удалось вывернуть наизнанку жанровый канон — на этот раз фильма-нуар.

Двое разгневанных мужчин. Каким вышел новый фильм-ограбление режиссера «Одиннадцати друзей Оушена»?
© Lenta.ru

В 1954 году судьба сводит троих детройтских бандитов, привыкших работать поодиночке. Грузный мужчина в шляпе, представляющийся просто Джонс (Брендан Фрейзер), нанимает Керта Гойнса (Дон Чиддл), Рональда Руссо (Бенисио дель Торо) и хлыща по имени Чарли (Киран Калкин), дабы провернуть, на первый взгляд, совершенно элементарное и безопасное дело. От мужчин требуется, чтобы они вежливо наведались поутру в дом некоего Мэтта Вертца (Дэвид Харбор) и посидели с его семьей, пока тот не вернется с работы. Вернуться он должен с какими-то секретными документами из сейфа своего шефа — для этого и нужен контроль от людей с пистолетами.

Простейшее дело вскоре оборачивается не то чтобы сущим кошмаром, но явно сходит с рельс, норовя отправить в кювет всех участников и захватить несколько случайных жертв. Сперва Мэтт обнаруживает, что начальник забрал документы, и подсовывает Джонсу фальшивку. Разъяренный заказчик в ответ пытается положить троицу гангстеров на месте, но не тут-то было. Оставшись вдвоем, Керт и Рональд решают разобраться, во что ввязались, и по возможности сорвать самый большой куш в жизни. Выясняется, что речь идет о махинациях американских автомобилестроителей, а в дело вступают мафиозные боссы Детройта и совсем уж серьезные люди. Шансы Керта и Рональда выжить тают на глазах, но даже беглого взгляда на их лица достаточно, чтобы понять, что к таким ситуациям им не привыкать.

В 2013 году Стивен Содерберг, как известно, демонстративно объявил об уходе из большого кино на пенсию. Вскоре стало понятно, что, давая обещание, он предусмотрительно оставил для себя целый ряд лазеек. Во-первых, речь шла именно о широкоэкранном студийном кино, к которому у Стивена за два с лишним (на тот момент) десятилетия работы накопилась масса вопросов. Во-вторых, через четыре года Содерберг играючи отменил собственную клятву, вернувшись на большие экраны с «Удачей Логана». Кроме того, за восемь лет он снял хоррор на айфон («Не в себе»), фильм про Панамские документы («Прачечная»), первый в мире интерактивный сериал («Мозаика») и еще несколько картин. Часть из них сопровождалась авторским пояснением о том, что именно Содерберг хотел показать в этой работе. «Удача Логана», например, была сделана для демонстрации изобретенной Стивеном новой системы кинодистрибуции.

Разумеется, эти пояснения нужны были прежде всего для отвода глаз, но не только. Будучи едва ли не умнейшим режиссером современной Америки (а может быть, и мира), Содерберг прекрасно понимает, как мешает восприятию излишнее напряжение, которое сообщает зрителю обещание заложенных в фильм «смыслов». Содерберг понимает, что кино — это зрелище, что кино — это спустившиеся из своих высей звезды. И вряд ли есть среди ныне живущих еще хоть один режиссер, способный собрать актерский ансамбль, сравнимый с тем, которым для нового фильма играючи обзавелся Стивен Содерберг.

Дело тут даже не в громкости имен, а в умении сначала собрать артистов, идеально попадающих в роли, а потом заставить их работать как часовой механизм

От Содерберга уже много лет ждали новых «Одиннадцать друзей Оушена» — что ж, «Без резких движений» одновременно валентинка всем «ждунам» и тонкая издевка над ними. Актерская команда фильма принципиально отличается от окружения Дэнни Оушена (четвертый фильм про его команду Содерберг, впрочем, анонсировал буквально на днях). Там был словесный пинг-понг и ироническая эквилибристика, здесь — подспудное напряжение, товарищеская боксерская драка эго Чиддла и дель Торо (и их героев, конечно, тоже). Кстати, Джордж Клуни даже был вроде бы утвержден на одну из ролей, но не смог принять участие в съемках из-за пандемии. Впрочем, тем лучше — Клуни одной своей неотразимой улыбкой подарил бы фильму совершенно ненужные коннотации. Достаточно того, что в совсем небольшой роли ближе к концу здесь появляется Мэтт Дэймон.

В принципе, «Без резких движений» — это почти классический нуар, который незаметно вывернули наизнанку. В какой-то момент становится понятно, что ключевую роль в этом вроде как по определению мужском мире играют женщины — жены и любовницы, которые оказываются умнее, хитрее и решительнее партнеров. Кроме того, в основе сюжета здесь не какой-нибудь отчаянный детектив, а совершенно реальный индустриальный скандал, в котором была замешана большая четверка автопромышленников — Ford, Chrysler, American Motors и General Motors.

«Без резких движений» — вероятно, самый большой проект Содерберга последних лет, и если искать аналогии, то больше всего он похож на его ретро-сериал «Больница Никербокер». Сходство здесь прежде всего в странных, почти галлюциногенных ракурсах, которые сообщают о происходящем на экране больше любых диалогов. Такой подход заставляет быстро забыть, что речь в фильме идет о делах давно минувших. Главный эффект, который дарит зрителю «Без лишних движений», — ясное ощущение того, что кино с приставкой «ретро» может быть не картинной галереей, а настоящей машиной времени, путешествие на которой в данном случае при всей красочности и остроумии помогает кое-что понять и о тех процессах, с которыми мы имеем дело прямо сейчас.

Фильм «Без резких движений» (No Sudden Move) вышел на платформе HBO Max.