Разврат цен на билеты, или Ростовские случаи из жизни известных людей
Ростовская область, 7 июля 2021. DON24.RU. Почему Айседоре Дункан было скучно с музой Сергея Есенина, уроженкой Ростова? В каком кинотеатре увидел первый фильм Александр Ханжонков? Как Евгения Шварца чуть не забрали добровольцем в Красную армию? Истории, происходившие с известными людьми в Ростове-на-Дону, собрали краеведы Оксана Мордовина и Георгий Багдыков. В свет вышла их книга «Такие разные». На семи ветрах на улице Седова «Наши герои – персонажи, на след которых мы напали, музыканты, поэты, художники, писатели, актеры, режиссеры, общественные деятели. Все они очень разные люди (отсюда и название книги), но им суждено было стать культовыми личностями своего времени, а многими из них восхищаются и сегодня. Когда мы собирали материалы для книги, выяснилось, что практически каждая улица в старом Ростове может рассказать свою историю, связанную с именами знаменитостей. Все они или жили в нашем городе, или бывали здесь. Историй много, поэтому мы задумали трилогию», – рассказывает Оксана Мордовина. Следы кумиров в Ростове авторы искали в разных источниках. В основном это мемуары и публикации в ростовских газетах разного времени. Некоторые истории герои рассказывали авторам лично. Ростовский режиссер и актер Владимир Таршис дружил с одним из самых известных бардов советской эпохи, писателем и сценаристом Александром Галичем. Оказывается, часть его детства прошла в Ростове. «Мне посчастливилось общаться с Таршисом, и он рассказывал мне, как однажды Галич придумал способ ощутить свои мальчишеские годы, возвратиться на 30 лет назад. Бард гулял по ростовским улицам и переулкам, названия которых прекрасно знал. Причем не только современные, но и дореволюционные. Переулок Семашко он называл Николаевским, Станиславского – Старопочтовой улицей. По сценарию Галича снимали военную драму «На семи ветрах», и часть съемок проходила в Ростове. Декорации дома «на семи ветрах» были построены на пустыре неподалеку от улицы Седова. В кадрах мелькали улица Московская, и здание фабрики беловых товаров в переулке Газетном, и левый берег Дона», – говорит Георгий Багдыков. Поезд выехал прямо из мануфактуры Родители Александра Ханжонкова жили в Ростове, и именно здесь будущий основатель отечественной кинопромышленности посетил свой первый в жизни синематограф. В своих мемуарах Ханжонков писал, что синематограф открылся в пустовавшем помещении мануфактурного магазина (сейчас это улица Садовая, 64). Было это в 1905 году. «Когда над входом в магазин засветилась гирлянда разноцветных электрических лампочек, то гулявшая по Садовой улице публика двинулась в биограф столь интенсивно, что скоро потребовалось вмешательство полиции для наведения порядка. У кассы на улице была толчея и давка. Сеанс продолжался 20–30 минут. Из зала зрителей выпускали через черный ход», – писал в своих воспоминаниях Ханжонков. В программе было четыре картины – «Прибой волн в Тихом океане», «Подходящий поезд», комедия «Муха» и гвоздь программы «Точильщик». Весь сюжет состоит из погони кухарки за точильщиком ножей. По пути им встречается весь комический набор препятствий – коляска с ребенком, стая гусей, торговка, газетчик, дама в модной шляпке. «Я вышел на улицу опьяненный. То, что я увидел, поразило меня, пленило, лишило равновесия», – признавался Ханжонков. Как в Ростове Шаляпина пропечатали Великий певец Федор Шаляпин бывал в Ростове с концертами не раз. Но накануне его первых гастролей в мае 1903 года разгорелся скандал, и об этом охотно написали популярные в то время ростовские газеты. В «Приазовском крае» опубликовали размышления горожан насчет несусветных гонораров, которые запросил певец: « – Идете на концерт Шаляпина? – Нет. – Вы шутите? Будет весь Ростов! – Нисколько не шучу. Я не поощряю разврата. –Позвольте, я не о кафешантане говорю, а о концерте Шаляпина! – И я о том же. Разврат выражается не только в поднятии ног. Разврат может быть и в поднятии цен на билеты». Публикация вызвала общественный резонанс. В редакцию стали приходить письма. «Шаляпин не заслуживает такого отношения со стороны печати», – защищали певца почитатели его таланта. Кстати, несмотря на задранные цены, билеты раскупили в течение двух-трех часов. Концерт закончился бурейоваций и произвел неизгладимое впечатление на ростовского зрителя. Об этом газеты тоже написали. Августа – любовь хулигана «Изучая архивы ростовских газет, мы узнали, что в театре Машонкиной 30 мая 1902 года был организован концерт «в пользу бедной вдовы Спесивцевой и ее пятерых малолетних детей». Известная балерина Ольга Спесивцева была третьим ребенком в многодетной семье уездного чиновника и театрального актера Александра Спесивцева. Жили они на Никольской улице, между Крепостным и Нахичеванским переулками. Отец умер от туберкулеза, когда Ольге было всего шесть лет. Несмотря на попытки общественности помочь, мать Ольги отдала младших детей родне в Курскую губернию, а трое старших переехали с матерью в Санкт-Петербург, где их приняли в «Приют для детей неимущих актеров». В 1906 году на талантливую Ольгу обратили внимание в Санкт-Петербургском театральном училище. После его окончания она танцует на петербургской сцене императорской балетной труппы», – рассказывает Оксана Мордовина. Муза Сергея Есенина, театральная актриса Августа Миклошевская родилась в Ростове и в детстве обучалась в театральной школе при Ростовском драматическом театре. Училась в Екатерининской женской гимназии, куда можно было добраться на конном трамвае. Но Августа шла пешком, на сэкономленные деньги покупала билет в театр, на галерку. Ей довелось увидеть в «Норе» и «Бое бабочек» великую Веру Комиссаржевскую, которая тоже приезжала с гастролями в Ростов. С Есениным Августа познакомилась в августе 1923 года в Москве, куда уехала покорять театральные подмостки. В том же году состоялась помолвка актрисы и поэта, но свадьбой дело так и не закончилось. В своих мемуарах Миклошевская признавалась, что многие из друзей Есенина ее не любили. Говорили, что с ней скучно. «Айседора Дункан как-то удивлялась на нашей вечеринке: «Чай? Что такое чай? Я уже утром пью шампанское», – вспоминала Августа. Есенин посвятил Миклошевской семь стихотворений из знаменитого цикла «Любовь хулигана». Великий сказочник Евгений Шварц в годы Первой мировой войны учился в Ростове, в эвакуированном русском Варшавском университете. «В своих мемуарах драматург с удовольствием вспоминает об этом времени. Шварц служил в театре «Театральная мастерская», который был открыт в особняке Черновых на Большой Садовой. «Мы служили в театре в 1920–1921 годах. И все события, которые разыгрывались за его стенами, занимали нас смутно, только врываясь к нам через его стены. Так, во время врангелевского наступления предложили нам идти в Красную армию добровольцами. Многие записались, но тут же ночью демобилизация была отменена. Во время изъятия излишков у буржуазии ночью вдруг дали свет. В нашу комнату вошли рабочие с винтовками. Спросили добродушно: «Артисты?», посмотрели удостоверения и вышли. Впрочем, с первого взгляда можно было догадаться, что излишков у нас нет», – вспоминал Шварц. В Ростове Евгений Шварц женился на нахичеванской красавице Гаяне Халаджиевой, актрисе «Театральной мастерской». Родным дядей матери Гаяне был известный просветитель Налбандян, чьим именем в Ростове названа улица.