Кровь, плоть и разлагающиеся трупы — так себе зрелище. И тем не менее жанр тру-крайм живее всех живых. Почему нас так завораживают фильмы и телешоу по мотивам реальных (да и вымышленных) уголовных дел, мы спросили у психолога.
,
психолог, гештальт-терапевт
Мне такое смотреть не нравится. Да и в последние годы шоу и фильмы я смотрю только в компании младших детей. Вот сейчас они заберут мой ноутбук и найдут тот сериал, который мы вместе начали накануне.
Готового ответа на ваш вопрос у меня нет, но попробуем порассуждать. Это просто логика.
Вариант 1. Проживание полноты жизни
Чувства и эмоции — сигналы о наших потребностях. Например, злость чаще всего возникает, когда кто-то нарушает наши личные границы или останавливает нас в наших желаниях. Нежность — про потребность в совместности, интимности. Но, помимо этих и других «утилитарных» назначений, чувства и эмоции дают нам переживание полноты жизни.
Ответьте себе на вопрос: что в конечном счете вы получаете от любых своих усилий? Если честно пройти логическую цепочку до конца, в финале возникнет понимание, что награда — чувства и переживания. Попробуйте…
При этом есть чувства «позитивные» и «негативные». Но не стоит их делить на «хорошие» и «плохие» — они все хорошие.
Даже ярость, печаль, досада, стыд, подавленность, тревога, ревность… Человеческие чувства и способность их переживать — вот что делает нас живыми, дает возможность быть в контакте с собой и миром.
Именно поэтому парные отношения, в которых «допустимы» только «позитивные» чувства, с разной скоростью становятся безжизненными. Близкие отношения — те, в которых можно замечать, выражать, проживать чувства всего спектра.
Однако в реальной жизни проживать напряжение, тревогу, страх, злость — одно, а в рамках погружения в экранные приключения — другое, и куда более безопасное. Там, во всяком случае лично для вас, совершенно точно все закончится хорошо.
Вариант 2. Драматическая перипетия
Есть отличная книжка Александра Митты «Кино между адом и раем» о принципах сценария и режиссуры. Так вот, драматическая перипетия — то, что держит внимание зрителя в театре, а сейчас и в кино. Никому не интересно долго смотреть на то, как у героев все хорошо. Или долго смотреть, как у героев все плохо. Драматическая перипетия — это переход от состояния крайнего счастья к крайнему несчастью. И снова к крайнему счастью. И опять к крайнему несчастью.
Типичный фильм: благополучная семья, все хорошо, кухня, чмоки-чмоки… И тут — МАНЬЯК!
Кого-то поубивал, за кем-то гоняется с топором, потом поскальзывается в луже крови, кубарем летит с лестницы, вроде сдох. Уф! Выжившие обнимаются, целуются… И снова он — МАНЬЯК! Живехонек, грохнул еще одного персонажа и… Дальше вы знаете.
Собственно, это ведь и есть часть механизма развития созависимых отношений. «Почему мужчины любят стерв?», «Почему женщины любят подлецов?» — да не такие уж там стервы-подлецы. В эти игры, кроме совсем редких случаев реальной психопатии, играют вместе.
Как понять, что ты в созависимых отношениях?
Это отношения, в которых тебе плохо, но иногда бывает очень хорошо. Или отношения, в которых тебе плохо, но иногда бывает надежда, что может быть очень хорошо. На эмоциональные качели, на эту игру «ближе-дальше» люди подсаживаются, как на иглу.
Кто-то еще помнит Верку Сердючку с «Я б его до паники довела»? Или я тут один такой… взрослый? Ну, вот он(а) именно об этом пел(а). Главное — подсадить на адреналин.
Фильмы и сериалы про убийц, маньяков — в чистом виде классическая матрица драматической перипетии.
Вариант 3. Встреча с Тенью
Карл Густав Юнг в своей теории личности Тенью назвал те наши стороны, которые мы вытесняем из своего сознания. Они социально неодобряемые, стыдные. Хорошие девочки-мальчики так не поступают, не думают, не хотят и не чувствуют. Это очень интересная штука.
На самом деле Тень — это тоже мы, и это важная, сильная наша часть. Заметить, признать и «присвоить» ее — мощный ресурс и восстановление своей целостности.
Так вот. Всяческое убийство, жестокость, коварство, корысть, мстительность — это тоже мы. Я. Вы.
Взрослый сын по следам новостей о зверствах милиции в Беларуси спросил меня, как я считаю, отчего такое происходит. Я подумал и очень серьезно ему ответил: «Кажется, это про что-то в самой природе человека. Про всех нас. Когда даны команды „фас“, „можно“ и „ничего за это не будет“».
Это не значит, что мы с вами реально палачи. Но мы — люди, и жестокость, упоение властью как таковой и властью над жизнью и смертью других в нас есть.
Это может быть страшно и стыдно про себя замечать. Поэтому и Тень, поэтому и вытесняем ее. Но в злости много силы и много энергии. На нее можно опираться, чтобы твердо говорить «нет». И ясно говорить: «Я хочу». Чтобы отделяться и чтобы защищать свои интересы и интересы тех, кто нам дорог. Чтобы сокрушать барьеры между нами и другими людьми, между нами и нашими целями. Да, здесь не только злость, но и она тоже.
Большинству нормальных людей комфортно думать о себе как о людях добрых, социально хороших, положительных. А что происходит за просмотром кино об убийцах-маньяках? Мы можем тихонечко от себя отойти и встать на их место — идентифицироваться с насильником. А это, скажу вам, — власть. Власть, созвучная власти Бога: власть над жизнью. Это немножко и про могущество, и про восторг надувательства — так это переживание очень точно называет Пол Экман, который много пишет про психологию лжи.
Если в этом месте вы усомнились в моем психическом здоровье и задались вопросом, а не маньяк ли автор, такие вещи писать...
Угу, понимаю. Такое читать-то неуютно, не то что в себе замечать. Но если вы не рептилоид и не имеете глубоких повреждений психики, ничто человеческое вам не чуждо. И маньячество на уровне фантазий тоже. В истории про убийц-маньяков вы, конечно, доблестный детектив, но все злодеи — тоже вы. И где-то это приятно отзывается. Но тсс... Мы никому не скажем.
Вариант 4. Иллюзия контроля
Мы знаем законы кассового кино: злодеев накажут, а наши победят. На худой конец, если это какое-то сложносочиненное авторское кино и злодей все-таки ускользнет, фильм все равно закончится, а с ним и злодей. Тогда же наша психика получит успокаивающее послание, что в конечном счете мир справедлив.
У нас огромная потребность веровать в справедливость мира. Потому что тогда мы могли бы по-настоящему влиять на свою жизнь, фундаментально, принципиально лучше, чем это возможно на самом деле.
Если мир справедлив, можно подстелить соломку. Можно все сделать правильно, и тогда с тобой все будет хорошо.
Но мир не то что несправедлив, он на самом деле просто вне этой категории. Хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах. Это одно из основных экзистенциальных противоречий. Экзистенциальных — значит, сущностных, связанных с самой основой бытия. Мы хотим жить, а знаем, что умрем. Мы хотим глубокой совместности, а при этом отдельны. Не обязательно одиноки, но отдельны. Мы хотим быть совершенны, а ничто реальное не может быть идеальным. Это по определению антонимы. И вот еще что. Мы хотим контролировать жизнь, хотим, чтобы мир был справедлив, а он несправедлив.
Но что бы ни творилось на экране, что бы ни творили там маньяки и убийцы, скорее всего, там их настигнет справедливое возмездие. А если и нет, с нами лично все будет в порядке. Это предсказуемо: мы включаем кино, и рано или поздно оно заканчивается, и вся жуть останется там. Убийства и маньяки есть, но со мной каждый раз все хорошо. Это справедливо. Можно выдохнуть. Я живу в подходящем мире.
Вариант 5. Дьявольское искушение
Смотреть такие фильмы людям может нравиться в силу их греховной природы. Это их искушает Сатана, а Бог попускает, потому что дает людям свободу воли.
Ой. Нет. Я так не думаю.
Но читал тут своим двойняшкам детскую Библию, особенно Ветхий Завет, и свежим-то взглядом… Зажимаю рот обеими руками. (Невнятно вырываются отдельные звуки про священные книги как тот еще давний увлекательный сериал про массовые убийства мстительного чокнутого маньяка. Нет. Все!)
]]>