Нюрнберг в кино. Смотрим с Лидией Масловой
"Пассажирка" (1963, Польша)
Режиссер: Анджей Мунк, Витольд Лесевич (по сценарию Зофьи Посмыш-Пясецкой и Анджея Мунка)
В ролях: Александра Шлёнска, Анна Чепелевская
Закадровый голос, сопровождающий картину Анджея Мунка, характеризует "Пассажирку" как "историю, в которой нет завтра и вчера, есть только настоящее", да и само название можно понимать в широком метафорическом смысле. Пассажирка роскошного трансатлантического лайнера, бывшая надсмотрщица в Освенциме, пользуется возможностью, как и другие пассажиры, почувствовать себя свободной от своей прошлой биографии. Но прошлое поднимается на борт лайнера по трапу в лице бывшей узницы, с которой надсмотрщицу связывал в лагере своеобразный психологический поединок, напоминающий игру в кошки-мышки.
Кадр из фильма "Пассажирка", 1963 г. // Скриншот видео с Youtube
Рассказывая об этом мужу, немка пытается оправдаться, считая, что спасла жизнь заключенной: "Кого-то опьяняла власть, но я просто исполняла свои обязанности и всегда старалась помочь этим женщинам, чем могла. В моей команде работа была легче и отношение гуманней".
Кадр из фильма "Пассажирка", 1963 г. // Скриншот видео с Youtube
Незаконченная из-за гибели режиссера "Пассажирка" получилась фильмом о спасительном устройстве человеческой психики, которая запирает травматичный опыт в изолированном отсеке своей памяти, иначе жить дальше просто невозможно. С аналогичным психологическим механизмом связано и отрицание Холокоста, основанное на базовом свойстве человеческой натуры – стремлении оправдать себя или своих предков.