Шалом, Папик - неуютный Шива
Сюжет комедии «Шалом, папик» сосредоточен на эксцентричной молодой студентке Даниэль. Она вынуждена выкручиваться из неловких ситуаций на еврейских поминках Шиве (это еврейская траурная церемония с родственниками после похорон в доме умершего). Даниэль стрессует от встречи с отрядом любопытных и бесцеремонных родственников, бывшей подругой, женой любовника и самим любовником (папиком), оказавшимся другом семьи. Весь фильм «Шалом, папик» (2020) режиссера Эммы Селигман похож на приступ паники. Давайте узнаем, почему.
Начало Шивы
Даниэль — специалистка по гендерным исследованиям, бисексуалка и феминистка, которая врет всем про свою работу няни, а сама спит с мужчинами за деньги. Делает она это не столько из-за нехватки финансов (родители полностью оплачивают все ее счета), сколько из интереса в развитии сексуальных навыков, а, возможно, просто от скуки. Девушка не любит семейные посиделки, но, по иронии судьбы, вынуждена присутствовать именно на таком мероприятии, на еврейских похоронах.
“Я вам сочувствую. Да, это очень грустно. Она была так полна жизни,” — произносит Даниэль, сразу спрашивая у мамы: “А кто вообще умер?” Это прекрасно передает атмосферу фильма, неуютную, тревожную и с ощущением клаустрофобии.
Замкнутое пространство и паника
Родители и родственники буквально душат главную героиню неудобными вопросами. Ей приходится выслушивать советы о женихе, учебе и работе, воспоминания о детстве. Тема ее худобы волнует всех не меньше.
“Ты, как изголодавшаяся Гвиннет Пэлтроу. И не в хорошем смысле. А ты знаешь, что тетя Оз говорит, что у тебя анорексия?” - твердит ей мама.
Крайне неудобным для Даниэль становится присутствие на Шиве ее бывшей девушки Майи, преуспевающего юриста. Даниэль и Майя спорят друг с другом и пытаются уколоть. Но химию между девушками не заметит только слепой. Их показная враждебность не может скрыть болезненной взаимной привязанности.
Вишенка на торте внутренней паники главной героини — неожиданное появление на поминках «папочки» главной героини, Макса. А потом приходит и его молодая жена с ребенком. Тревога Даниэль перерастает в хаос, а атмосфера накаляется с каждой минутой. Девушка мечется, словно птица в клетке, стыдясь своего секрета, будто что-то мешает ей просто взять и уйти.
Фильм «Шалом, папик» снят камерно, в одном помещении. Такой прием идеально подходит для раскрытия персонажа, который пытается принять ситуацию и себя, а также понять, кто он.
На протяжении всего просмотра чувствуется дискомфорт, который испытывает главная героиня. Она будто не может уйти из этого дома, кишащего родственниками с лицемерными улыбками и вопросами. Вопросы заставляют потеть, стыдиться и врать на ходу. Ее лицо, словно чистый бумажный лист, оживленный остроумием, тоской, гневом, растерянностью и негодованием. Музыкальное сопровождение усиливает ощущение тревожности.
К концу фильма Эммы Селигман сталкиваются светское и религиозное. Все действо превратилось в тщательно отрепетированный ритуал: наигранные улыбки, пресные шутки, дежурные соболезнования.
Слово режиссера
Наверное, каждый из нас хотя бы раз в жизни попадал в глупую ситуацию. Режиссер картины Эмма Селигман призналась, что ее целью было донести до женщин, что они не одни, когда пытаются справиться со странными и нелепыми обстоятельствами:
“Когда я писала и переписывала сценарий, когда снимала и монтировала фильм, я никогда не забывала, для чего это делаю. Я даже написала лейтмотив на рабочем столе: «Я хочу дать девушкам, попавшим в глупую или неприятную ситуацию, понять, что они не одиноки».”
История героини определенно станет у зрителя поводом для улыбки! А кого-то, возможно, вдохновит на полезные мысли и рефлексию.торой абзац