Войти в почту

Канны аплодировали России стоя

Фильм Киры Коваленко, выпускницы мастерской Сокурова, показали в Каннах. Картина называется «Разжимая кулаки». Это драма о взрослении девушки на Северном Кавказе.

Канны аплодировали России стоя
© BFM.RU

Фильм снят на осетинском языке. В кадре — непрофессиональные актеры. Действие происходит в городке Мизур, куда отец перевез свою семью после трагедии в Беслане. У него двое сыновей и дочь, которых он воспитывает в строгости. Девушка вынашивает планы побега, но разжать отцовские объятия непросто. После просмотра овации зала длились несколько минут.

Картина Коваленко входит в программу «Особый взгляд» — вторую по значимости Каннского фестиваля, в которую отбирают «необычные и смелые» работы, как правило, режиссеров-дебютантов.

«Разжимая кулаки» — выдающаяся работа, и она будет претендовать на награду, уверен обозреватель «Российской газеты» Валерий Кичин:

Валерий Кичин обозреватель «Российской газеты» «Ощущение, что вернулся неореализм на каком-то новом уровне или великое грузинское ранее кино, которое мы так все любили в России. В то же время это очень глубокая семейная драма, в которой смешаны любовь друг к другу членов семьи и желание вырваться из тисков этой семьи, из этой душной семейной атмосферы, пропитанной давними кавказскими традициями. Меня поразило, что буквально через полтора часа после того, как закончился фильм — а закончился он, кстати, стоячей овацией очень долгой, — появился такой смешной отзыв критика: «Что это вообще за фильм, который, как комета Галлея, упал на Каннский фестиваль 10 июля».

Еще одну заметную российскую киноработу — фильм «Дело» Алексея Германа-младшего — показали в программе «Особый взгляд» в пятницу. Это история преподавателя вуза, живущего в небольшом провинциальном городе. В основной программе заявлена картина Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе», которая в понедельник откроет вторую неделю просмотров.

Фильмов, представленных в основной программе 74-го Каннского фестиваля, заметно больше, чем обычно. Это вызвано решением кинокомпаний отложить выпуск картин из-за пандемии. Поэтому за призы борются и те ленты, которые готовились к прошлому фестивалю, и снятые в этом году.

Конкуренция очень сильная, отмечает кинокритик Егор Москвитин:

Егор Москвитин кинокритик «Программа невероятно сильна, и она отвечает ожиданиям самых разных зрителей. Наша первичная ставка на то, что в этом году фестиваль посвящен семье, людям, которые оказались на дистанции друг от друга, посвящен людям, которые ищут контакт, с одной стороны, подтвердилась, а с другой стороны — уже вчера выступила тяжелая артиллерия, и начали показывать фильмы с каким-то политическим, социальным, культурным и даже футуристическим контекстом. Например, вчерашний фильм Пола Верховена под названием «Искушение» является очень вольной биографией двух итальянских монашек, которые являются по сути первыми задокументированными лесбиянками католической церкви. И это максимально скандальное провокационное кино, в котором, с одной стороны, очень много смеха, с другой стороны — очень много греха. И теперь интересно, как на это отреагирует жюри, как отреагируют критики. Потому что фильм, в котором героини доставляют друг другу удовольствие с помощью статуэтки Мадонны, это, конечно, из ряда вон выходящее. Потом вчера показали совершенно потрясающий фильм под названием «Раскол», сделанный француженкой Катрин Корсини. Это что-то вроде наших «Елок» — коллективный портрет общества. Но при этом события разворачиваются на протяжении одной ночи, когда в Париже бушуют «Желтые жилеты», а полицейские пытаются их усмирить и делают это чересчур жестоко. Это история о том, как в больнице, которая на протяжении ночи буквально взрывается от обращений пациентов, вдруг объединяются те, кто считал себя совершенно разными людьми. Это такое сильное кино, что есть ощущение, что Спайк Ли, который возглавляет в этом году жюри, обязательно этот фильм чем-нибудь наградит, потому что наверняка он хотел снять что-то похожее про протесты в Америке».

Каннский фестиваль стартовал 6 июля. Он вернулся к зрителям после фактически двухлетней паузы из-за коронавируса. Жюри основного конкурса возглавил американский режиссер Спайк Ли. Завершится киносмотр 17 июля.