Не звучит: почему в Крыму не увековечили великого земляка

Дмитрий Смирнов

Его произведения в Крыму не исполняются, благотворительный фонд его имени перестал существовать, музей за десять лет так и не создан, а про памятник чиновники вообще говорить не хотят. Крымский композитор с мировой славой оказался почти забытым в Крыму.

Ни памятника, ни симфоний

Он родился в Симферополе, умер здесь же. Всемирно признанный гений симфонической музыки, создатель 24 симфоний, автор государственного гимна Республики Крым Алемдар Караманов.

Алемдар Караманов. Архивное фото

Это звучит странно, но самый известный крымский композитор годами остается без официального признания.

Закладной камень на месте будущего памятника Караманову возле симферопольской музыкальной школы №2 на улице Жуковского появился около 12 лет назад. Тогда официальная позиция была однозначна: памятник обязательно должен быть установлен, давно пора воздать должное почетному крымчанину, уроженцу Симферополя. Годы идут, памятник не устанавливают, воздать должное не получается…

В 2011 году республиканский Минкульт принял решение об открытии дома-музея Караманова в Симферополе. Спустя десятилетие проект по-прежнему лишь на бумаге.

Не повезло композитору и с исполнением его произведений на полуострове. Точнее, симфонической музыки, часть которой была написана специально для Крыма. Но спросом она пользуется у знатоков современной классики в Москве и за рубежом.

– Почему так происходит, я не знаю, – говорит дочь композитора Кристина Караманова. – Нет пророка в своем отечестве, наверное. И тут дело даже не в памятнике, который никак не могут установить. Плохо другое: крымские оркестры перестали исполнять музыку композитора. А ведь это была бы самая лучшая память. Не могу сказать, что Караманова вообще не исполняют. Да, играют фортепианные произведения. Но он же не фортепианный композитор, он именно симфонист.

Нет уже и благотворительного фонда Алемдара Караманова, работавшего в Крыму многие годы.

– После 2014 года в силу целого ряда причин фонд вынужден был прекратить свою деятельность, – сообщила бывший председатель правления фонда Ирина Силинг. – Что же касается истории с памятником, она тянется уже много лет, и каждый раз одно и то же: говорят, мол, в будущем появится. В последний раз нам говорили про 2024 год. 

Алемдар Караманов с сестрой Севилью

В республиканском министерстве все вопросы по памятнику перевели на город. "Согласно решению сессии симферопольского городского совета от 27.10.2016 "Об утверждении Правил об увековечивании памяти лиц и исторических событий" эти вопросы относятся к ведению <профильной> городской комиссии", – говорится в ответе за подписью замминистра культуры РК – начальника департамента государственной охраны культурного наследия Андрея Ростенко.

Симферопольская администрация на запрос и вовсе не ответила.

Уши и рынок

Для увековечивания творческого наследия композитора на полуострове неплохо работает руководство Симферопольского музыкального училища им. Чайковского. Здесь раз в два года проводится Международный конкурс молодых пианистов им. Алемдара Караманова.

– Одно из требований конкурса – исполнение фортепианного произведения Караманова. Мы пропагандируем это, – рассказала замдиректора по учебной работе училища Людмила Рыбалка. – В этом году с 15 по 22 ноября конкурс пройдет уже в тринадцатый раз. Мероприятие очень высокого профессионального уровня. В прошлый раз, например, среди членов жюри был эксперт из Австралии, а среди участников – представитель Китая. Ну и, конечно, молодые российские пианисты, около 30 участников. Второе место, кстати, заняла наша студентка, это повод для гордости.

А что касается симфонического творчества Караманова, одна из причин, по которым оно сейчас не звучит в Крыму, печальна: на полуострове не осталось соответствующих оркестров.

– Состав симфонических произведений Караманова по инструментам достаточно велик, там очень сложные партитуры, большие по времени. Это ресурсы больших столичных оркестров, – поясняет Людмила Рыбалка. – У нас на данный момент в музучилище есть духовой оркестр, народный, камерный струнный, но нет симфонического. Не хватает ресурсов. В филармонии симфонический оркестр есть, но он тоже по составу не такой большой.

Здесь логично предположить, что специально для такого случая можно было бы увеличить состав какого-нибудь крымского оркестра. Но здесь появляется другая причина – маркетинг, рынок.

– Его музыка действительно гениальна, шикарна, достойна, но… В его симфониях очень много библейской тематики, сама гармония очень сложная. Это надо уметь понимать. Эта музыка рассчитана на знающего человека. Простому обывателю, который приходит, скажем, по абонементу на концерт в филармонию, будет сложно. Он не привык к такому сочетанию инструментов. Он не поймет красоты этой музыки. То, что выйдет конферансье и расскажет о симфонии, это, конечно, в определенной степени поможет, но все равно человеческое ухо не привыкло к этой гармонии… А надо, чтобы зритель был. Вот и компромисс – используется фортепианная музыка. Она гораздо более доступна. И она у него тоже очень яркая, очень красочная.

Но симфонии не звучат. Возможно, ждут своего часа, своего времени. Получается наше время не для них.