Родилась в поезде, пела в Афганистане и не видела мужа 20 лет: какой была «русская пуританка» Валентина Толкунова
Роскошная коса с вплетенной в нее жемчужной нитью, скромное, но элегантное платье в пол, плавные движения рук, словно мать убаюкивает младенца, и чарующий, родной голос, поющий о том, что понятно каждому – такой навсегда запомнили Валентину Толкунову. Она была известна на весь Советский Союз, но поклонники называли ее просто и ласково – «наша Валюша». Голос Толкуновой часто сравнивали со звучанием флейты – настолько он был звонким, можно сказать, «хрустальным». И на сцене, и в жизни певица всегда держалась сдержанно: минимум косметики и драгоценностей (Валентина Васильевна жаловала только жемчуг), никаких вызывающих декольте и откровенных движений – она и сама нередко называла себя пуританкой. Несмотря на это, в жизни артистки был не один роман. Она познала и горечь многолетней разлуки, и радость материнства, хотя сын в итоге оказался едва ли не главным разочарованием в жизни Толкуновой. Сегодня исполнительнице песен «Если б не было войны», «Носики-курносики», «Поговори со мною, мама» и других замечательных советских хитов исполнилось бы 75 лет. За что вся страна обожала Валентину Толкунову, из-за чего она рассталась с мужем на 20 лет и как ее ангельская внешность уживалась с жестким характером – читайте в статье «МИР 24».
Роды начались прямо в вагоне
Будущая певица родилась 12 июля 1946 года в семье военного железнодорожника Василия Толкунова и Евгении Смирновой, работавшей экономистом в вагонном депо. Родители Вали познакомились в Забайкалье, куда Василий Андреевич приехал для прохождения службы. После свадьбы супруги переехали в Краснодарский край, в станицу Белореченскую. Там отец Толкуновой помогал восстанавливать разрушенное во время войны железнодорожное сообщение.
Как много лет спустя вспоминала сама Валентина Васильевна, роды у ее матери начались прямо в вагоне поезда. Женщину едва успели доставить в ближайшую больницу. Так в одном из роддомов Армавира появилась на свет маленькая Валя.
Когда малышке исполнился год и семь месяцев, Толкуновы перебрались в Москву. Сперва ютились в бараке для железнодорожников, а в скором времени получили уже отдельную квартиру.
Фото: Христофоров Валерий/ТАСС
Семья жила скромно, приходилось беречь буквально каждую копейку. К тому же, в 1949 году у Вали родился младший брат – Сергей. Мама певицы впоследствии вспоминала: «После войны – это же не сейчас, когда пошел в магазин и купил книги, игрушки. У меня был с собой один резиновый пупс. Это, пожалуй, была единственная игрушка моих детей... Когда появились деньги, то первое, что я купила – проигрыватель и пластинки».
В самом деле, на хорошие пластинки в семье денег не жалели. В доме Толкуновых все время звучали песни Клавдии Шульженко, Леонида Утесова, Лидии Руслановой, Петра Лещенко и других популярных в то время эстрадных исполнителей. Многие из этих песен Валя знала наизусть и сама частенько напевала их своим нежным детским голоском.
«У нас в доме было много грампластинок, которые мы часто слушали... Мамочка каким-то чудным образом выкраивала денежку на покупку пластинок. Помню, у сестры была тетрадка, куда она аккуратно переписывала слова песен, которые были популярными тогда», – вспоминал брат певицы Сергей Толкунов. Кстати, в будущем он тоже стал певцом, неоднократно выступал вместе с сестрой на концертах, а сейчас возглавляет Благотворительный фонд поддержки современного искусства имени Валентины Толкуновой.
В 1954 году Валя пошла в первый класс. Несмотря на то, что она очень любила петь, девочка стеснялась выступать перед публикой. И только в 10 лет по совету одной из учительниц Толкунова пришла на свое первое прослушивание. В ее школе тогда проходил набор в детский хор Центрального дома детей железнодорожников. В итоге из всех учеников были отобраны всего семь человек. В их числе оказалась и Валя. Руководил ансамблем известный советский дирижер Семен Осипович Дунаевский, брат знаменитого композитора Исаака Дунаевского. А первым педагогом Валентины по вокалу стала Татьяна Николаевна Овчинникова: она помогла Толкуновой освоить азы сольфеджио и научила основным вокальным приемам – одним словом, «огранила» ее природный дар.
Хор, в котором пела Толкунова, выступал в Кремлевском Дворце съездов, Колонном зале Дома Союзов и записывался с лучшими симфоническими оркестрами страны. Валя выступала вместе с ансамблем вплоть до окончания школы. Получив аттестат о среднем образовании, она уже нисколько не сомневалась в выборе будущей профессии. В 1964 году Валентина поступила на дирижерско-хоровое отделение Московского государственного института культуры и искусств, а впоследствии также окончила легендарную Гнесинку.
С мужем-композитором разошлась без скандала
В 1966 году Валентина Толкунова прошла по конкурсу в вокально-инструментальный оркестр под управлением Ю.С. Саульского (ВИО-66), в котором она была солисткой и исполняла песни под джазовую музыку.
В 1966 году композитор Юрий Саульский (это он написал песню «Черный кот», которую исполняли многие известные артисты, включая Тамару Миансарову и группу «Браво») создал вокально-инструментальный оркестр «ВИО-66». Коллектив исполнял джазовую музыку, но Саульский решил внести новшество и разнообразить классический джаз-оркестр вокальной труппой. Такого в СССР не делал еще никто. В числе многих на прослушивание пришла 19-летняя Валентина Толкунова. Саульский сразу же вспомнил ее: до этого судьба уже сталкивала их, когда хор Дунаевского записывался совместно с оркестром Саульского. Еще тогда юная Валя поразила композитора своим кристально чистым сопрано. Для самой же Валентины исполнение песен под аккомпанемент джазовой музыки стало нелегким испытанием. До этого она исполняла в основном лирические песни и романсы. Но как певица и дирижер она стремилась осваивать новые жанры в музыке.
«Я думаю, что это был период обучения, потому что музыкант должен в каждом направлении чувствовать себя уверенным. Я как дирижер-хоровик понимала, что когда ты поешь в ансамбле, то это очень большая школа – научиться находить гармонию и в оркестре. Это важно», – вспоминала Толкунова.
На прослушивании певица идеально исполнила сложный вокализ, и ее тут же приняли в состав ансамбля. Работа предстояла непростая: Валентина по много часов репетировала, ей приходилось быстро осваивать новые, незнакомые приемы. Но ее собственные старания и мудрое наставничество Саульского быстро принесли свои плоды: Толкунова стала настоящей звездой «ВИО-66». А отношения с руководителем из рабочих и творческих очень скоро переросли в личные: Юрий и Валентина сами не заметили, как полюбили друг друга. Ни совместная работа, ни большая разница в возрасте (Саульский был на 18 лет старше) не стали для них помехой. И в 1966 году влюбленные поженились.
«ВИО-66» стал быстро набирать популярность. Выступления коллектива часто показывали по телевидению, в передаче «Голубой огонек», оркестр гастролировал по всему Советскому Союзу. Из-за плотной занятости Толкуновой трудно было совмещать работу и учебу, поэтому по совету мужа она ушла из института и перевелась в Музыкальное училище имени Гнесиных, которое с отличием окончила в 1971 году. Впрочем, пять лет спустя Валентина все же вернулась во МГИК и успешно защитила диплом по специальности «дирижер-хоровик».
Ее карьера в «ВИО-66» продлилась всего пять лет. В 1971 году Юрий Саульский покинул коллектив, мотивировав это тем, что работа в оркестре отнимает слишком много времени и лишает его возможности писать собственную музыку. Тогда же распался и их брак с Толкуновой: Саульский завел роман с актрисой Валентиной Аслановой и подал на развод. Однако супруги разошлись мирно.
«Мы с Юрой расстались как интеллигентные люди, без дележа имущества, без скандалов. Потом встречались, дружили, я даже была в хороших отношениях с его последующими женами», – признавалась впоследствии Толкунова.
Фото: Веленгурин Владимир/ТАСС
«Мне нравится, когда зрители называют меня Валечкой»
После уходя из ансамбля Толкунова старалась браться за любую работу: певица принимала участие в сборных концертах и музыкальных спектаклях, участвовала в радиоспектаклях, записывала песни для кино и даже сама снималась в эпизодических ролях. Голос Валентины Васильевны хорошо помнят те, кто вырос на советских мультфильмах, таких как «Русские напевы», «Песня волшебного камня», «В порту», «Почтовая рыбка», «Старый дом» и многие другие.
Поистине счастливым билетом для Толкуновой оказалась совместная работа с композитором Ильей Катаевым. Он предложил певице исполнить несколько своих композиций на стихи Михаила Анчарова, которые написал для телефильма «День за днем». Среди них была и «Стою на полустаночке», которая буквально в одночасье сделала Толкунову знаменитой – после выхода фильма на экраны, наивно-трогательные слова этой песни напевала вся страна. Чуть позже Толкунова исполнила ее на телевизионном конкурсе «Артлото» и заняла первое место.
Большой сольный дебют Толкуновой как самостоятельной исполнительницы состоялся в 1972 году. Поэт Лев Ошанин пригласил ее принять участие в своем юбилейном концерте и спеть песню Владимира Шаинского «Ах, Наташа». Концерт проходил на сцене Колонного зала Дома Союзов. Специально для этого выступления певице сшили роскошное платье, украшенное жемчугом. Дополнила образ изящная жемчужная нить, которую певица вплела в свою пышную косу. С тех пор многие советские девушки начали копировать стиль Толкуновой, а жемчуг стал неотъемлемой частью ее имиджа.
Выступление на вечере Ошанина в буквальном смысле открыло талант Толкуновой всей стране. Так как концерт транслировался по телевидению, юную Валентину узнали и полюбили миллионы зрителей. Для Толкуновой – тогда еще начинающей артистки – это было удивительным событием. Тогда ей впервые довелось делить сцену с такими маститыми исполнителями, как Майя Кристалинская, Муслим Магомаев, Людмила Зыкина, Георг Отс и любимая ею с детства Клавдия Шульженко.
После успешного выступления в Доме Союзов Толкунову стали приглашать на съемки в «Утренней почте» и «Голубом огоньке», начиная с 1973 года она регулярно принимала участие во всесоюзном фестивале «Песня года». Помимо ставшей знаменитой «Стою на полустаночке», большую популярность певице принесли композиции «Поговори со мною, мама» (композитор Владимир Мигуля первоначально писал ее для Людмилы Зыкиной) и «Серебряные свадьбы» Павла Аедоницкого. Кроме того, Толкунова начала сотрудничать с Микаэлом Таривердиевым, Оскаром Фельцманом, Марком Минковым и другими известными композиторами.
Популярность Толкуновой росла с каждым днем. Казалось, ее невозможно было не любить, и причиной тому был не только ее чистый, практически ангельский голос, но и то, как она исполняла все свои песни. Всем, кто бывал на ее концертах или видел по телевизору, она казалась необыкновенно родной, близкой и понятной. Недаром поклонники называли ее «наша Валюша», «Валенька» – и певице это только льстило. «Мне нравится, когда зрители называют меня Валечкой, «нашей Валюшей» или просто Валентиной: это приближает людей к моему сердцу, а мое – к ним», – признавалась певица.
А вот идеологической составляющей в песнях Толкуновой совсем не было. Даже песни о войне и любви к родной земле она пела просто, искренне, по-человечески, словно в каждой песне рассказывала чью-то личную историю. Для тех времен это было редкостью.
В Афганистане солдаты подарили два десятка белых роз
В 1975 году в жизни Валентины Толкуновой произошла еще одна судьбоносная встреча: она познакомилась с концертмейстером, пианистом и композитором Давидом Ашкенази. Их творческий союз продлился без малого 18 лет. Вместе они исполнили множество прекрасных романсов, среди которых особенно выделяется «Сероглазый король» на музыку Александра Вертинского и стихи Анны Ахматовой. Большое место в репертуаре Толкуновой занимают детские песни. Так, в 1977 году композитор Борис Емельянов подарил ей песню «Носики-курносики», которую написал к рождению своего сына. Эта песня в исполнении Толкуновой сразу же обрела популярность. Также она исполнила песню «Кабы не было зимы» из мультфильма «Зима в Простоквашино». Ну и, конечно, нельзя не вспомнить песню «Спят усталые игрушки», ставшую заставкой программы «Спокойной ночи, малыши!» Благодаря ей под нежный, чарующий голос Валентины Васильевны засыпало не одно поколение детей.
С 1979 года Толкунова начала давать сольные концерты, а в начале 80-х в ее творчестве зазвучала военная тематика. Ее главной песней о Великой Отечественной войне по праву считается композиция Марка Минкова на стихи Игоря Шаферана «Если б не было войны». Это, пожалуй, одна из самых драматичных вещей в репертуаре певицы. Она поется от лица женщины, которая потеряла любимого на фронте и теперь представляет, как могла бы сложиться их жизнь, если б не война.
По воспоминаниям Толкуновой, «нужно было сделать не просто песню, а песню-спектакль». Валентина очень много репетировала, пытаясь прочувствовать состояние своей лирической героини, отрабатывала сценические движения. Кстати, вставок с военным маршем в песне изначально не было – их добавили по просьбе Толкуновой.
«Я понимала, что я не дотягиваю, нет того музыкального образа, который бы соответствовал этой замечательной песне одинокого сердца женщины, которая осталась вдовой, не успев даже побыть женой. Полгода шла работа, пока внутри этой песни появились марши уходящих на войну солдат... Я чувствовала, что зал замирает, будучи охваченным этой темой».
«Если б не было войны» вошла в десятку лучших послевоенных песен о войне, созданных в XX веке.
В 80-х Толкунова в основном исполняла песни о женщинах – их нелегкой судьбе, радостях и горестях, любви и верности. Большинство ее героинь пели о душевных терзаниях, но в каждой песне неизменно сквозило ощущение светлого ожидания счастья. В этот период Толкунова исполняла такие композиции, как «Я не могу иначе», «Где ты раньше был», «Диалог у Новогодней елки», «А любовь-то лебедем», «Вечер школьных друзей», «Песенка без конца», «Воспоминание о былом», «Сережа», «Жалейка» и многие другие произведения, вошедшие в золотую коллекцию советской эстрады.
Помимо сольных выступлений, Валентина Васильевна давала много концертов в поддержку советских спортсменов и военных. Так, в 1976 году она в составе советской творческой бригады выступала на Олимпийских играх в Монреале, а в 1985 году отправилась в Афганистан – петь для советских солдат. Вот как вспоминал ее концерт один из военнослужащих:
«В зале было прохладно, Толкунова куталась в белый пуховый платок. Едва я прослушал пару песен, как меня вызвали в штаб. Поставили задачу съездить в губернаторский сад и нарвать цветов для певицы. В саду на окраине города, соблюдая осторожность, мы нарвали десятка два белых роз и привезли в клуб, где все еще шел концерт».
Фото: Куров Александр/ТАСС
Командировка длиной в 20 лет и роман с ликвидатором ЧАЭС
Личная жизнь Валентины Толкуновой, в отличие от многих ее коллег по сцене, не пестрела большим количеством бурных романов. Валентина Васильевна всегда называла себя пуританкой и мужчинам лишнего не позволяла. Однако и черствой она никогда не была: скорее, наоборот – часто влюблялась, но держала все в себе.
«Я была достаточно влюбчивым человеком с юных лет, но влюблялась всегда тайно. Образ мальчишки, который мне нравился, я возводила в какую-то невероятную степень – божества или превосходства, недосягаемости. Но к тому моменту, когда они обращали на меня внимание, уже притуплялось то первичное, острое чувство, уже не было с моей стороны восторженности, вознесения на пьедестал предмета своего обожания. Обидно, но именно в этот момент мальчишки сами предлагали дружбу, прогуляться, назначали свидания. А меня это уже не интересовало», – рассказывала Валентина Васильевна в одном из интервью.
Первый муж, Юрий Саульский, был для Толкуновой едва ли не идолом. Поначалу она была уверена, что их союз – это навсегда, а после того как Саульский ушел, тяжело переживала измену. Но через пять лет певица встретила новую любовь. Ее вторым мужем стал писатель и журналист-международник Юрий Папоров. Они познакомились при довольно забавных обстоятельствах: Толкунова давала концерт в мексиканском посольстве, а Папоров пытался переводить иностранным дипломатам тексты ее песен. Однако это было непросто: редкий переводчик сумеет объяснить иностранцу, что такое «полушалочек», «полустаночек» или «курносики». Когда концерт закончился, Толкунова и Папоров еще долго смеялись над этой ситуацией, потом еще несколько раз встретились, а вскоре полюбили друг друга.
Юрий казался Валентине идеальной парой (хотя, как и первый муж, был сильно старше нее – на целых 23 года) и она с радостью ответила на его предложение руки и сердца, а в 1977 году у пары родился сын Николай. Казалось, певица наконец обрела семейное счастье, но внезапно все рухнуло. Юрию предложили поехать в Мексику, чтобы написать книгу о последних годах жизни Льва Троцкого. Папоров не смог отказаться – работа была делом всей его жизни. Но и Валентина не могла бросить сцену. В итоге командировка Юрия затянулась на 20 лет. Он лишь изредка приезжал в Москву, чтобы увидеться с семьей. По признанию Толкуновой, она так и не простила мужу то, что он бросил их с сыном.
Утешение Толкунова нашла в отношениях с директором Курчатовского института, физиком-ядерщиком Владимиром Барановым. Их роман начался в конце 80-х и длился 20 лет до самой смерти ученого – в 2005 году Баранов скончался от лучевой болезни, которую получил при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Позднее Толкунова признавалась, что отношения с ним были самыми долгими и счастливыми в ее жизни.
Единственный сын тоже не смог стать надежной опорой для матери. Впоследствии Толкунова винила в этом себя: из-за постоянных выступлений она не успевала проводить время с ребенком – только задаривала дорогими подарками. В результате Коля вырос избалованным юношей, будучи подростком, связался с плохой компанией и начал употреблять наркотики. И, хотя матери удалось спасти сына от пагубной зависимости, отношения между ними так и остались натянутыми.
Некоторое время Николай работал художником по свету в Театре музыкальной драмы и песни, который основала его мать, затем уехал в Болгарию. А после смерти Валентины Васильевны распродал большую часть ее имущества, а сам поселился в стометровой квартире матери на Малой Бронной, доставшейся ему по наследству. Валентина Толкунова скончалась 22 марта 2010 года. Причиной смерти стал рак мозга. Онкологию у певицы диагностировали еще в 1990 году – тогда врачи обнаружили у нее рак молочной железы, однако с годами болезнь прогрессировала и перешла в ткани мозга. После нескольких операций Толкунова перестала тратить время и силы на лечение, решив работать до последнего. Невзирая на тяжелую болезнь, певица продолжала давать концерты, ставить спектакли и записывать новые песни. Свой последний концерт она дала 16 февраля 2010 года в Могилеве. Там певица почувствовала себя плохо, после чего ее доставили в местную больницу. Оттуда артистку перевезли в Москву, но врачи уже не могли ничего сделать – организм был полон метастазов. В 6 утра 22 марта Толкунова впала в кому и через два часа скончалась. Ей было 63 года. Валентина Толкунова была и остается одной из самых ярких звезд советской и российской эстрады, а ее пленительный, чистый голос никогда не имел и не будет иметь аналогов. В свое время певицу замечательно охарактеризовал Микаэл Таривердиев:
«Говоря о творчестве Валентины Толкуновой, всегда подчеркивают простоту ее манеры исполнения, отсутствие нарочитых жестов, поиск своего пути в искусстве. Слушая Валентину Толкунову, я думаю о ее понимании, о мудрости, которая сквозит в каждой ее музыкальной фразе. Только мудрость эта особенная, женская и терпеливая, только понимание это наделено прозорливостью ребенка, только ритм ее плавных движений одухотворен душой приветливой и доброжелательной женщины, окрашивающей нам мир ровным светом нежности и постоянства».