Нюрнберг в кино. Смотрим с Лидией Масловой
"Пейзаж после битвы" (1970, Польша)
Режиссер: Анджей Вайда
В ролях: Даниэль Ольбрыхский, Станислава Целиньска
Фильм Анджея Вайды по мотивам рассказов Тадеуша Боровского, узника Освенцима и Дахау, начинается с освобождения одного из концлагерей американскими военными. Сразу же после выступления американского офицера, призывающего уважать закон, заключенные дружно бросаются линчевать надсмотрщика, затаптывая его в грязь. Победители и сами боятся бывших заключенных, не будучи уверены, что те смогут правильно использовать свободу и адаптироваться к мирной жизни, поэтому их оставляют под наблюдением на карантине в бывших казармах СС, представляющих собой что-то среднее между лагерем и свободой.
Кадр из фильма "Пейзаж после битвы" // Скриншот видео с Youtube
Герой Даниэля Ольбрыхского, книгочей и поэт, выступает в фильме от лица интеллигенции, беспомощной перед жестокостью окружающего мира и способной лишь задаваться вопросами без ответов: "Отвечает ли человек в этом мире за самого себя? Я не виноват, что мир так жесток. Я не хочу погибнуть, чтобы его изменить". Всматриваясь в перепады настроения героя, которому, вернувшись из ада, предстоит снова научиться жить среди людей, Анджей Вайда напоминает о хрупкости человеческой личности и о том, как легко в нечеловеческих обстоятельствах человек превращается в животное, руководствующееся только чувством голода: "Человеческий мозг такой нежный, что его можно есть сырым, его не надо готовить".