Войти в почту

Повелитель времени

Осетинский мастер Виталий Кцоев создает часы, которые показывают не только настоящее время, но и возвращают в прошлое. Каждая его работа — дань народной истории и традициям. За последние 15 лет он изготовил около 300 эксклюзивных настенных часов. Они хранятся у чрезвычайного и полномочного посла Азербайджана в России Полада Бюльбюль оглы, олимпийской чемпионки по художественной гимнастике Алины Кабаевой, председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, семьи народного артиста Иосифа Кобзона, дирижера Валерия Гергиева, экс-главы Ингушетии Юнус-бека Евкурова и многих других.

Повелитель времени
© «Это Кавказ»

А в далеком детстве мальчик из маленького села Дзуарикау и подумать не мог, что его работы будут путешествовать по всему миру.

Пастушьи поделки

— В школе я учился плохо. Может, из-за плохого зрения или просто было не интересно, не знаю, — делится Виталий. — Я никогда бы не подумал, что уйду в творчество.

Мечты у него были другие: стать военным. Была даже форма, пошитая из подручных материалов.

— Как-то играли с братом. Он спрятался за дверью и схватил меня за погоны, когда я пробегал мимо него. Погоны были прикреплены иглами, одна из них упала на пол, я наступил… Оказался в больнице. На этом моя мечта и завершила карьеру военного, — смеется Кцоев. — Потом я решил стать спортсменом. Ездил из села на тренировки по вольной борьбе. В общем, спортсмен из меня тоже не получился.

Что делать сельскому парню, присматривающему за скотиной на выпасе? Виталий вырезал поделки из дерева: шахматы, нарды, шашки, фигурки животных. Как-то сосед обратил внимание на увлечение юноши и посоветовал его матери отдать сына в художественное училище.

Там Виталий освоил азы профессии, но продолжать не собирался.

— Был конец 90-х. Хотелось заработать много денег — и сразу. Решил бизнесом заняться. Вначале все получалось, а потом все исчезло, как и пришло. Теперь я понимаю: быстрые деньги счастья не приносят. Неправильно все это.

Часы из тарелки деда

Раньше в каждой осетинской семье хранилась тарелка из цельного куска дерева для треугольных пирогов, которые посвящали дзуарам — духам-покровителям. В быту ею никогда не пользовались, только когда шли молиться в святые места. Такие тарелки могли передаваться из поколения в поколение. Была такая реликвия и в семье Кцоевых — ее когда-то вырезал из дерева дед Виталия.

— Не знаю, как в тарелке деда ровно посередине оказалось отверстие, — вспоминает он, — но с нее и начался мой путь часовщика. Меня озарило.

Виталий решил сделать из тарелки деда настенные часы. Вмонтировал циферблат в дно блюда, добавил к композиции деревянный половник с длинной ручкой. По паспорту деда звали Камболат, но все называли его Дзандор. Виталий сделал на часах насечку с именем дедушки. Получились ретро-часы в этническом стиле.

— За эти годы кто только не хотел у меня их купить, но я с тарелкой деда, разделившей мою жизнь на «до» и «после», никогда не расстанусь, — говорит мастер. — Она всегда со мной, висит в мастерской, ездит по миру по выставкам.

Увидев, что к его изделию такой интерес, Виталий начал создавать похожие часы. Назвал их «Баеркад» - изобилие. На них всегда хороший спрос.

Часы-эпос

Теперь у Виталия Кцоева трехуровневая мастерская в Доме художников во Владикавказе. Сразу и не поймешь, что расположена она на лестничных пролетах с выходом на балкон. Другой бы расстроился, узнав, где ему предстоит работать, а часовщик обжился. Теперь каждый уровень мастерской имеет свое предназначение. На одном — сушится древесина, на другом уровне мастер работает с металлом, а на балконе — с лакокрасочными материалами.

Все стены заняты работами и деталями будущих композиций.

— Вначале появляется идея, она может крутиться в голове день, неделю, а то и год. Я могу разговаривать с вами, механически поддерживать беседу, но быть далеко от вас. До тех пор, пока я не увижу конечный результат с различных ракурсов, — рассказывает мастер.

Так было и с «Яблоком нартов». Сюжет одного из национальных сказаний о золотом яблоке, исцеляющем людей от всех болезней, так вдохновил часовщика, что он решил непременно воплотить его в жизнь. Началась кропотливая работа: Виталий изучал эпос, собирал информацию в музеях республики, чтобы достоверно выполнить детали часов.

Центральное место в композиции отведено исцеляющему яблоку. Внутри него — целый сюжет. Здесь и волшебное дерево, и ветка, на которую присела голубка, ворующая по ночам целительные плоды. Рядом холмы, родовая башня, а вот и нартский герой Ахсартаг — по поручению отца он вместе с братом Ахсаром сторожил дерево от неизвестного воришки. Нарта Виталий изобразил присевшим на одно колено и прицелившим свою стрелу в сторону птицы. Ниже размещен циферблат. Стрелки часов выполнены в виде традиционного оружия — копья, кинжала, стрелы. Вместо цифр, указывающих на время, миниатюрные яблоки. Основание композиции в нескольких местах соединено золотыми скобами, а в самом низу часов дощечка с гравировкой «Нарты фаткуы» — «Яблоко нартов».

— Важна каждая деталь. Не имеет значения, выполнена ли работа на заказ или в подарок, она должна быть идеальна в каждой мелочи, — объясняет Виталий. — Так, на обратной стороне вы найдете гравировку с годом изготовления, номерное обозначение.

Лекарство от усталости

Работает мастер только с ценными породами дерева. Это маньчжурский орех, тис, карагач, дуб, ясень, африканское черное дерево. Встречаются среди материалов и кость мамонта, и конский волос. Несколько раз Виталий выигрывал гранты, благодаря которым закупал сырье.

Виталий старается делать так, чтобы его часы не только показывали время, но и рассказывали истории. К примеру, композиция с надочажной цепью. Для осетин это реликвия. Раньше над очагом и цепью давали клятву, с ним прощалась девушка, выходя замуж, вокруг очага обводили молодую невесту, приобщая ее к новой семье. Украсть или выбросить очажную цепь считалось оскорблением для всего рода и влекло за собой кровную месть.

Часы «Праздник перед сенокосом» передают сельский дух. Стрелки часов выполнены в виде граблей, косы, вил. Рисунки рассказывают о быте предков.

— Стрелкам я уделяю особое внимание, — комментирует часовщик. — Часто делаю их в виде орудий труда, инструментов, наношу на них надписи.

Работа это кропотливая и требует не только мастерства, но и выдержки.

— Стрелки изготавливаются из титана. Чтобы изделие было требуемой толщины, а здесь речь идет о миллиметрах, крутишь гидравлические вальцы. И вот на такую мелочь уходит целый день, дело идет к завершению, и в какой-то момент из-за одного неловкого движения, а поначалу и неопытности, конструкция ломается. Обидно? Мастерство оттачивается годами. Но когда держишь в руках, к примеру, стрелки в виде миниатюрной арфы, вся усталость за мгновение исчезает. А когда я вставляю их в конструкцию и вижу, как механизм оживает и начинает отстукивать секунды, моему счастью не бывает предела.

Руки в кровь

Часы ручной работы Виталия Кцоева побывали не только на всероссийских выставках, но и во Флоренции, королевстве Бахрейн, Турции.

Стоимость композиций — от 35 тысяч рублей. К примеру, «Яблоко нартов» обойдется покупателю в 150−170 тысяч рублей.

— В среднем на одни часы уходит месяц работы, — объясняет мастер. — Как-то поступил заказ от руководителя одного из ведомств сразу на несколько изделий. А времени — неделя. Приезжал из села с рассветом, уезжал домой за полночь. Заказы выполнил в срок, но от усталости и изнеможения носовые кровотечения начались. Долго не мог прийти в себя. Иногда шлифуешь дерево, смотришь — уже руки в крови. Думаешь бросить все. Но сразу отметаешь эту мысль. Моя мастерская, мои часы — это и есть моя жизнь. Без них я уже никак.

У Виталия много планов, но задача номер один — изготовить часы с изображением 11 спецназовцев «Альфы», «Вымпела» и сотрудников МЧС, погибших при освобождении заложников в первой школе Беслана в 2004 году. Мастер хочет пригласить родственников погибших в Осетию и подарить им по экземпляру. По замыслу, в ход пойдут только редкие породы дерева, драгоценные металлы, а портреты выполнит расписной эмалью художник из Москвы. Пока Виталий ищет спонсоров: нужно закупить материалы и оплатить поездку. Свою часть работы он выполнит бесплатно.