Войти в почту

Актер Сергей Гилев: Все люди предназначены, чтобы с ними общаться

Мы продолжаем рубрику «Зеркало для героя», где обозреватели «Вечерней Москвы» беседуют с деятелями культуры о самом главном: жизни, стране, времени. Сейчас актера Сергея Гилева приглашают сняться в развязке популярного сериала «Содержанки» без проб. Фильм «Нуучча», где он сыграл главную роль, едет на фестиваль в Карловы Вары. А началось все с нашумевшего сериала «Чики». Корреспондент «Вечерней Москвы» расспросила актера, как выглядит кино с обратной стороны.

Актер Сергей Гилев: Все люди предназначены, чтобы с ними общаться
© Вечерняя Москва

Никогда не знаешь, что будет, если свернуть в незнакомую арку. Одна из тех, что на Чистых прудах, ведет во двор дома, в котором снимали квартиру сотрудника Московской прокуратуры, чью роль в третьем сезоне «Содержанок», проекта видеосервиса START, играет Сергей Гилев. Его герой — мужчина волевой.

— Федор — главный персонаж всего сериала, — улыбается Сергей. — В этой истории было много разных людей, все чем-то занимались, и вот наконец появляется тот, кто говорит: «Друзья, сейчас я во всем разберусь. Все распутаю. Скажу, как нам жить — наведу порядок».

«Друзья» — так обращается к людям и сам актер, который поделился с персонажем и своим произношением слова «окей» — через «э».

— В каждой роли мне интересно выдумать какую-то крохотную мелочь, которая будет повсюду. И вот я решил, хоть в сценарии этого и не было, там, где уместно, добавлять словечко «окэй». Интересно, насколько получится заметным, что этот человек говорит именно так? Часто неявная деталь становится якорем, что помогает подключиться на человека, выделить его из толпы. Артисту же, чтобы заявить о себе, нужна яркая роль. Гилев получил свою летом 2020-го в сериале Эдуарда Оганесяна «Чики» от more.tv. Его жестокий казачок Данила, на дне зрачков которого плещется отчаяние, вышел таким, что потом часть зрителей не могла без отвращения видеть и актера, а другая из-за него пересматривала сериал. Пошли предложения.

— Тут важно быть готовым продолжать. Допустим, была у тебя одна удача. Но потом можно пойти по пробам, проявить себя абсолютным деревом и услышать: «Спасибо. Классная была роль! Надо будет сыграть такого же — позвоним». У меня, к счастью, вышло иначе — стали предлагать разные образы, — вспоминает Сергей. — Хотя еще полтора года назад я был одним из тех 30 тысяч московских актеров, которые ходят на пробы раз в полгода и нигде не снимаются. А ведь есть и те, кто снимается, но нерегулярно — то тут, то там появляются, но у них бывают перерывы в два-три месяца. Как на такое рассчитывать? Тех же, кто в процессе постоянно — минимум.

Прихоти судьбы

Сперва Сергей опасался, что поток иссякнет, и продолжал трудиться на журналистской работе, дающей стабильность, даже когда начал получать гонорары за съемки. А заинтересованность в нем киноиндустрии продолжала расти.

— Почему? Это довольно необычная история. Вышел очень хороший сериал, в котором была интересно сделанная роль. И тут оказывается, что человек, который ее сыграл, уже старенький (На момент выхода сериала «Чики» Гилеву было 40 лет. — «ВМ»). И раньше про него никто не знал, а тут он откуда-то взялся. И до этого у него была какая-то жизнь, о которой он может что-то рассказать. И он не просто «валялся в грязи», но с интересом это делал, — размышляет Сергей о причинах. — Я шучу, что до того, как меня признали актером, просто готовил истории для интервью. Вот чем мог заниматься актер? Он, разумеется, работал грузчиком. И был пьяницей. А потом бросил пить на 15 лет.

А еще был художником, и у него была выставка в Нью-Йорке. У вас была выставка за рубежом? Нет! А у меня была — вот что я могу заявить...

Сергей Гилев из Ижевска. Его отец, когда не пил, был добрым, а мать была заботливой всегда. В армию парня не взяли — не хватило веса. Из пары вузов, куда поступил, быстро отчислили за непосещаемость. В резюме: работа на радио в родном городе, грузчиком сетевого книжного магазина в столице, затем на одном из ведущих сайтов про спорт, после — про образование. Теперь же об этом пишут во всех таблоидах и глянцевых журналах. Он играет персонажей, которые командуют героями знаменитостей, выходит на главные роли. Как так?

— Недавно одной замечательной актрисе, с которой мы вместе снимались, стало интересно, откуда я взялся, почему я тоже здесь, хотя она училась в театральном вузе, а я — нет. «Кто ты такой?» — спросила она. И я, коротко пересказывая свою жизнь, заметил — очень часто говорю «а потом мне повезло»... Мне и правда везет. Например, сериал «Чики» должен был выйти в январе-феврале 2020 года, до самоизоляции.

Если бы он вышел тогда, то тоже стал бы хитом, может, еще большим. Но в то время все съемки остановились, а к их возобновлению внимания бы поубавилось. Тут же он вышел летом, когда все возвращались к работе. И к моменту, когда вновь стали запускать сценарии, кастинг-директора уже знали, что я существую.

Его слова звучат легко и непринужденно, отгораживая слушателя от того, что стоит за ними, — от вызовов, падений и огромного труда, который нужен, чтобы подняться. Актером не становятся за секунду. Им надо не только родиться, но и приобрести опыт. В 32 года Сергей Гилев пошел учиться профессии и заводить знакомства в театральную школу, стал играть на сцене, получил награду как лучший актер второго плана на театральном фестивале в Шармэль-Шейхе, начал сниматься. А что раньше?

— В детстве я все время что-то в себе менял. Приехал в лагерь, услышал, как странно, с придыханием, смеется какой-то парень, — мне понравилось, и я стал смеяться так же. Еще я мог повторять за человеком его речь, даже если это язык, который я не знаю, — выходило похоже.

Беседа с этим человеком течет, не запинаясь о штампы и формальности. Наверное, потому, что он нужные книги читал?

— Какие-то прочел, конечно, когда работал грузчиком и возил книги. Кстати, тогда получил подтверждение, что у меня незапоминающаяся внешность. Стоило челку на другую сторону зачесать, как бабушки, которым я каждый день книги привозил, спрашивали: «А где наш мальчик?» Отвечал: «Да это же я!» — узнавали.__ Смело мог бы быть преступником, — смеется Сергей. — Чтобы быть нормальным человеком, надо не только книги читать, а жить и думать о людях, прислушиваться к происходящему.

Вопросы коммуникации

Раз за разом разговор с актером возвращается к людям. Он с первого момента располагает к себе даже незнакомых. Говорит, что в общении черпает энергию. Но так было не всегда.

— Раньше стеснялся обращаться к чужим людям. Да и на открытость многие странно реагируют — у нас это не принято. Остановился поезд в метро, кто-то пошутит, а все так не могут. Или в лифте попробуйте повернуться лицом к людям и что-то говорить. Так мало кто поступает, а ты думаешь: «Почему бы и нет? Я буду!» Сергей вспоминает, что стал меняться после того, как на актерские курсы наложились долгие путешествия по другим странам.

— Я смотрел на то, как ведут себя там, и думал — ведь это приятно, почему у нас так не делают? Идешь по американскому городку, тебе все: «Привет!», «Добрый день!» Или в Нью-Йорке кто-то идет навстречу и вдруг говорит: «Вау! Какая классная у тебя сумка!» И я стал делать так сам. И оказалось, что так можно и здесь. Если с кем-то здороваешься — тебя приветствуют в ответ, машут рукой. Если заходишь в магазин и улыбаешься, то продавщица начинает улыбаться тебе. С тех пор я так и делаю — всем всегда улыбаюсь. И не боюсь обратиться за помощью — на самом деле люди любят друг другу помогать, им это приятно.

Гилев и сам такой же. Вспоминает, как во время работы на спортивном сайте, под началом Юрия Дудя, искал талантливых авторов и приглашал их, давая возможность проявиться.

— Если вы обратите внимание, обычно, когда людям лет по 20, у них еще ничего нет. А в 25–30 уже вдруг есть все. Позже я понял, откуда оно берется: куда бы ты ни пришел, сначала делаешь что-то по мелочи, потом приживаешься, начинаешь брать на себя больше, у тебя появляется больше обязанностей и больше денег, и ты что-то приобретаешь. Но для этого надо делать карьеру. Мне везде, где я работал, хотелось делать только то, чем занимался, а не идти куда-то дальше. Зато многие ребята на моих глазах быстро выросли, и это самое классное!

Сергей говорит, что всегда хотел быть актером. Кстати, в этой профессии поддержка еще важнее, ведь кино — дело не одиночек, но общее.

— Мне нравится коллективный труд, сотворчество. Если есть команда, где каждый занят своим делом и которая меня взяла, то я в нее очень хорошо встраиваюсь. И готов хоть 25 дней в месяц по 12 часов трудиться. Со всем перелетами, недостатком сна и отдыха, большим количеством работы. Это интересно.

Тонкости профессии

Хотя в создании фильма главную роль играет режиссер, но, разговаривая с артистом, всегда хочется заглянуть вглубь персонажа, узнать, что своего он вложил в образ, что в герое есть такого, что осталось за кадром.

— У каждого своя актерская кухня. Кто-то пишет ответы на 53 вопроса о человеке, которого играет. Я же понимаю — что бы ни сочинил себе о детстве персонажа, этого никто и никогда на экране не увидит, — признается Сергей. — Если знаю, что у меня всего несколько появлений с определенными словами и действиями, то внимание стараюсь уделить тому, чтобы найти те два-три особых движения, жеста рук, верную интонацию, расстановку ударений, которые проявят героя. Здесь очень много того, чего и словами не описать — каких-то ощущений. Желательно, конечно, так себя загнать, чтобы немножко не то чтобы превратиться в этого человека, но начать двигаться как тот, кого играешь. И тогда будут появляться какие-то неожиданные реакции, которые свойственны только ему. Как, например, человек, которого я играл в «Чиках», когда на него нападают, достает пистолет, а тот, которого играл в «Хрустальном», когда его бьют, плачет.

Не могу удержаться и не расспросить детали.

— В «Чиках» меня от начала до конца выстроил режиссер — как смотрю, как говорю, двигаюсь. Там была раненая нога, на которую я хромал, к которой всегда прижата рука — все ясно.

Актер вспоминает, а я обмираю, наблюдая, как, воспроизводя мелкие детали, мужчина меняется на глазах, превращаясь из Сергея Гилева в опасного Данилу — даже голос звучит иначе.

— Двигаюсь так. Говорю мало. Усы, прическа. Такие вещи и создают общее ощущение от персонажа. Мы и не замечаем каждую мелочь, а она в итоге превращает все в некое целое, отличающееся от всего остального.

Говорим и про сериал «Хрустальный» от KION, где Гилев сыграл потенциального убийцу.

— Там мой персонаж большую часть времени находится в состоянии опасности, когда ему надо уходить в себя, спасаться, успокаиваться. И вот человек, которого я играл, обращается к своей мифической подруге из прошлого, единственной, кто относился к нему хорошо и по-доброму. Конечно, в кадре этого не видно и не слышно, но он все время приговаривает: «Она придет. Она придет, меня спасет»...

Кажется, черты лица моего собеседника делаются более мягкими, голос теплеет.

— А еще ему чудится злой мальчик. Мой герой постоянно отвлекается на него, стараясь его заткнуть. Это тоже определяет его действия.

Сергей продолжает вспоминать. В «Пассажирах» от START, где во втором сезоне его герой будет за рулем такси, он старался, чтобы персонаж постоянно цитировал разные фильмы. В «Пищеблоке» на «КиноПоиске HD» его герой — физрук, несмотря на небольшое экранное время, успевает запомниться зрителю.

— Вообще, всегда суперинтересными оказываются роли эпизодические и второго плана. Они обязаны быть интересными! — подчеркивает Сергей Гилев. — Мой любимый пример — персонаж из зарубежного сериала «Во все тяжкие», который продает главному герою оружие в мотеле. У актера было несколько слов и сцена минут на три-пять. Но за этот эпизод зритель понимает все про персонажа: кто он такой, какой у него в голове кодекс, как он относится к жизни, к людям, к миру. Вот и пойми — как актер сумел это сделать? Но невозможно же постоянно играть роли второго плана и эпизоды.

В них можно застрять — заработать репутацию человека, который не способен играть главные. И сейчас я нахожусь в состоянии актера, который вынужден отказываться от очень интересных ролей, у очень славных людей, потому что ищу хорошие главные роли в хороших фильмах или сериалах. Хотя у нас часто бывает так, что главная роль — это человек, который ходит, говорит со всеми, его лицо постоянно на экране, клевые люди мелькают вокруг него, а ему просто не написали чего-то настолько выдающегося, чтобы везде было что играть...

То ли еще будет!

Мы говорили с Сергеем Гилевым о сериалах, которые вышли и принесли свои плоды (кстати, актеру еще предстоит появление в «Триггере», первый сезон которого уже размещен на IVI), а теперь интересуюсь полнометражными лентами, премьеры которых впереди.

— Полнометражный фильм «Нуучча» покажут в августе на фестивале в Карловых Варах. В кадре я, мужчина и женщина — якутская семья. И вся история вокруг нас. Сейчас снимаюсь в кино про летчиков. Каждый уважающий себя русский актер хоть раз в жизни должен сыграть в фильме про Великую Отечественную войну.

Правда, порой такие ленты бывают не про конкретное событие, а про любовь на его фоне. Но здесь не так. Играю и в романтической комедии.

Вообще мне кажется, что скоро этого жанра не будет. Потому что ромком всегда строится как сказка: есть девчонка, которая появляется в большом городе, и ее надо спасти, а для этого ей надо найти принца, и все будет хорошо. Но сейчас мир изменился, все знают, что все люди давно спасают себя сами. Еще сыграл совсем маленькую роль в добром фильме Наталии Кончаловской (II) «Первый снег». У Клима Шипенко в ленте «Декабрь» сыграл друга Есенина.

Но это для Сергея уже не будущее, а настоящее. Напоследок спрашиваю про планы.

— Мне хочется, чтобы все было просто: прийти к тому, чтобы зарабатывать как можно больше и иметь возможность сниматься в двух лентах за год. Чтобы было время отдыхать, сильно меняться, параллельно не сниматься даже в двух фильмах, а только в одном и к нему готовиться.