Войти в почту

Арафатка: как арабский платок завоевал любовь военных и модников планеты

Куфия, шемаг, арафатка — разные названия квадратного платка с характерным узором. В XX столетии его носили палестинские повстанцы и британские коммандос, он символизировал арабскую экзотику, левые взгляды и облик «сферического террориста в вакууме». С начала XXI века куфия настолько прочно вошла в глобальную военную и гражданскую моду, что ее исторические смыслы стали растворяться.

Арафатка: как арабский платок завоевал любовь военных и модников планеты
© BigPicture.ru

К началу третьего десятилетия XXI века облик бойца спецподразделений почти любой страны мира включает куфию защитной расцветки. Ее же носят солдаты родов войск «попроще», а также боевики с наемниками всех мастей.

Всеобщая любовь военных к арафаткам не случайна. Шейные платки из неплотной хлопковой ткани хороши в любую погоду. В жару куфия защищает от солнца, продувается воздухом и впитывает пот. Холодно — работает как шарф. Ее можно повязать на лицо, скрыв его от ненужных взглядов или от пыли.

«Вспомогательные функции» шемага очень обширны. Кто-то ранен и нет под рукой полноценной аптечки? Вот вам перевязочная ткань или материя для фиксации поврежденной конечности. Куфию можно свернуть в жгут и использовать как короткую веревку — а можно положить в нее вещи и свернуть в узелок.

Годится куфия и чтобы частично фильтровать слишком грязную, полную мути воду — и в качестве полотенца. С ее помощью можно взять раскаленный чайник — или расстелить ее как скатерть на привале. Она может стать даже оружием: достаточно свернуть платок в пращу и найти подходящий камень или же использовать как удавку.

Григорий Пастушков, полевой эксперт в запасе:

«Забыта главная функция — в арафатке можно изумительно тактикульно фотографироваться. Балбес с калашматом никого не удивит. Балбес с калашматом в темных очках и арафатке — это другое дело. Арафатка, надвинутая на лицо, прикроет прыщи, отек после вчерашних излишеств, общую неказистость — и сообщит носителю таинственность и угрожающую загадошность. Бог создал людей красивыми и не очень, брутально выглядящими и выглядящими домашне. Арафатка уравняла их, как полковник Кольт и сержант Калашников стерли границу между сильным и слабым».

Ну а в мирное время арафатку можно увидеть на модниках любых взглядов и вкусов — от богемных хипстеров в кампусе Беркли до неонацистов на востоке Берлина.

И только палестинские активисты уже второй десяток лет мрачно ругаются о культурной экспроприации и «опопсении» их исконного национального символа. Им можно посочувствовать, но поезд давно ушел. Куфия стала элементом глобального дресс-кода и сдавать позиции не собирается. Почему все любят куфию — понятно. Но почему именно она стала так популярна? Ведь платки испокон веков носят практически все народы планеты.

Немного истории

Традиционный головной убор обитателей жарких и сухих районов Азии и Африки — чалма, она же тюрбан. Известный с бронзового века платок длиной в несколько метров, который может сворачиваться на голове тысячей разных способов. Создаваемая им «подушка» из слоев ткани и воздуха защищает и от палящего солнца, и от ночного холода. Чалмы могут делаться из самых разных тканей, в том числе немыслимо дорогих.

Куфия, или шемаг, — гораздо более простой и дешевый предмет одеяния. В развернутом виде она представляет собой не полотнище, а квадратный платок, обычно из хлопка. Дешево, удобно, функционально.

Палестинцы, считающие куфию своей национальной одеждой, отдают пальму первенства жителям иракского города Эль-Куфа. От этого названия и происходит слово «куфия» — куфский платок.

Если копнуть глубже, следы квадратных платков с узорами и характерной бахромой уходят в горы и долины Курдистана. Курдские воины обоих полов по сей день любят совмещать боевую одежду с платком — как куфией палестинского и иорданского типа, так и более традиционной, с яркими и пестрыми узорами.

Вероятно, путь возникновения куфии был таким. В Эль-Куфе, «точке входа» аравийских караванов из пустыни в Среднюю Месопотамию и Багдад, сталкивались бедуины и курды. Простые караванщики оценили удобство, дешевизну и многофункциональность квадратного курдского платка по сравнению с традиционной чалмой.

Они же дополнили его икалем — свернутыми в два кольца вожжами из козьей шерсти, которыми можно прижать платок на голове. Мода захлестнула Аравию — и с караванами распространилась на Сирию и Палестину.

Уловившие запрос китайцы завалили мировые рынки дешевыми шемагами, как бело-черными, так и защитных расцветок. Палестинским производителям осталось лишь сетовать на культурную апроприацию — что уже бессмысленно — и настаивать на аутентичности своей продукции. В чем они совершенно правы.

Уже к 2007 году «Нью-Йорк Таймз» констатировала: куфия-шемаг лишилась политических коннотаций и стала элементом глобальной моды мегаполисов от Фриско до Токио. А в 2010‑х вполне обычным стало зрелище немецких неонацистов с арафатками, зигующих против наплыва беженцев‑мусульман.

Тагельмуст

С арабской куфией не стоит путать тагельмуст туарегов Сахары. Он тоже обычно делается из хлопка, но вместо цветных узоров по белой ткани целиком красится в густо-синий цвет.

Форма тагельмуста — не квадрат, а полотнище в несколько метров. Это во многом ритуальная вещь, мужчина-туарег по традиции носит его постоянно. Не на голове или шее, как арабы куфию, а повязанным полностью, оставляя открытыми только глаза.

Считается, что тагельмуст защищает владельца не только от ветров пустыни, но и от ее злых духов. Как и куфия, он проник в западную моду, в основном французскую, ибо родные земли туарегов были частью колониальной империи Парижа. Французские модники и модницы носят его наподобие шарфа, но в остальном мире он не имеет и доли популярности арафатки.

А легионеры и «не-совсем-колониальные» войска марин используют тагельмусты по прямому назначению, когда сражаются в пустынях. В том числе с туарегами.

Как бы ни сокрушались по этому поводу палестинские активисты, сделать куфию их символом снова уже не получится. Курдский платок, ставший одеждой аравийских бедуинов и феллахов долины Иордана, окончательно глобализировался.

Теперь его носят все — от прогрессивных хипстеров-пацифистов и японских неформалов с Акихабары до мечтающих о расовой войне неонацистов, на дух не переваривающих все арабское и мусульманское.

Каждый может подобрать символическое значение и практическое применение на свой вкус. Шемаг — это антиколониальная борьба и американский турбопатриотизм, деталь богемного шика и удобная штука в турпоходе.

Тем более что это действительно красивая и практичная вещь.

Смотрите также: 10 загадочных историй о чулках, самом сексуальном оружии обольщения, Вот что скрывается за женским великолепием, Фотографии с фестиваля «Вудсток» 1969 года позволяют увидеть истоки современной моды