Ну, аниме, погоди! Как анимация влияет на детей
В России запретили очередную партию мультфильмов. По какой-то причине российскому зрителю стали не доступны анимации, которые нашли своих поклонников в США, Японии, Республике Корея и т. д. И всё из-за того, что это негативно влияет на развитие детей и общества в целом. В деталях решения Санкт-Петербургского суда редакция ИА «Уральский меридиан» попробовала разобраться.
На этот раз вредными для детей оказались такие анимационные картины, как «Ад Данте: Анимированный эпос», «Космос: территория смерти», «Атака титанов. Фильм первый: жестокий мир», «Легенды смертельной битвы: месть скорпиона» и «Счастливые лесные друзья» (англ. название «Happy tree friends»). Согласно заключениям специалистов, в мультфильмах превалирует сцены с насилием, жестокостью, кровопролитием, эротические сцены и другое. Следовательно, всё это сказывается на психологическом и духовно-нравственном развитии несовершеннолетних детей.
Фото: Кадр из мультсериала «Счастливые лесные друзья», Источник: kinopoisk.ru
В январе 2020 года в России уже запрещали распространение подобных мультфильмов: аниме «Тетрадь смерти», «Токийский Гуль» и несколько других зарубежных мультипликаций. Данный вопрос стоит очень остро уже давно.
Аниме – японская мультипликация. Такой вид мультипликации имеет огромную популярность во всём мире не только среди детей, но и подростков и даже взрослых. Свою популярность оно приобрело за счёт особенной рисовки, ярких цветов, эмоциональности и звучанию голосов персонажей. Все мы помним из детства смешных покемонов, прекрасную девушку-воина Сейлор Мун, шумного, непоседливого парня ниндзя-подростка Наруто Удзумаки. Казалось бы, что даже в таких безобидных мультфильмах, находят вредное воздействие на детей. Сегодня детей стараются максимально ограждать от просмотра такого контента. Правильно ли это, ответил психолог Екатерина Половинкина.
«Не однозначно. Если все-таки подвергать мультфильмы аниме цензуре, как в некоторых странах японская мультипликационная продукция проходит предварительную оценку, с определением возрастной аудитории; иногда, с целью уменьшить возрастную планку, издатель вырезает из произведения слишком откровенные или жестокие кадры. У нас ничего подобного не делается. И если такой возможности нет и не будет, в таком случае лучше запретить», — рассказал психолог.
По этому же поводу высказалась руководитель «Свердловского областного родительского комитета» Людмила Золотницкая:
«На мой взгляд, запрет – самый простой, но самый неэффективный способ донести что-либо до человека. Вспомните себя в детстве: то, что строго запрещено взрослыми, становится ужасно интересным для детей. Это, во-первых. Во-вторых, аниме — это сугубо японский национальный жанр, родившийся в Японии. Поэтому всегда надо учитывать национальные, культурно-исторические особенности этого вида искусства. Но тут надо понимать, что продукция аниме в Японии, по большей части, рассчитана на взрослую аудиторию (18+), тогда как у нас мультфильмы воспринимаются как контент для детей. В Японии большинство аниме по ТВ показываются поздно ночью, по платным каналам, так дети ограждаются от просмотра нежелательного контента», — рассказала Людмила ИА «Уральский меридиан».
Что же думают сами потребители такого контента — о влиянии аниме на общество? Полина Иванюшева – студентка, 19 лет. Она фанатка аниме и азиатской культуры, которой увлекается уже 6 лет.
«В корне не согласна, что аниме может оказывать пагубное влияние на детей и людей в целом. Если говорить о плохом влиянии, то я думаю дело гораздо глубже, чем в аниме. Стоит отметить, что все люди разные и воспринимают всё по-разному. Возможно, те, у кого есть какие-то психологические проблемы могут быть подвержены какому-то влиянию аниме. А в целом это же мультфильм, которые не призывает ни к какому действию, а просто помогает расслабиться и насладиться просмотром», — рассказала Полина.
Любая анимация, будь то фильм, мультфильм, сериал, априори влияет на психику – одна из главных особенностей искусства в целом. История создания японской мультипликации существенно отличается от истории и культуры европейского народа. Как и в обычных мультфильмах, в аниме тоже поднимаются серьёзные проблемные вопросы, на которые по ходу просмотра ты должен ответить. Но люди, воспитанные на других ценностях, совершенно других традициях, не в состоянии правильно интерпретировать поднятую проблему. По итогу воспитательный элемент пропадает или приобретает негативный оттенок. Вредно ли аниме на самом деле?
«Тут не всё так однозначно. Я помню историю конца 90-х годов прошлого века, когда после просмотра одной из серий «Покемонов», более 600 японский детей были госпитализированы с эпилептическими припадками, которые были спровоцированы анимацией с яркими разноцветными вспышками. И хотя показ мультфильма был возобновлен, эту серию больше никогда не показывали ни в одной стране. Это единственный случай, известный мне, когда просмотр аниме нанес вред здоровью детей», — ответила Людмила.
Людмила Золотницкая попросила обратить внимание родителей, что сам жанр аниме – это развлекательный жанр для взрослой аудитории и пусть вас не вводит в заблуждение нарочитая «мультяшность» изображения. Возрастной ценз, присвоенный продукции аниме, сможет помочь родителям разобраться в том, стоит ли разрешать своему ребенку смотреть тот или иной мультфильм, фильм, ролик и минимизировать возможные риски и негативные последствия для детской психики. Но тут мы сталкиваемся с другой проблемой, когда за потребляемым детьми цифровым контентом родительский контроль отсутствует. И здесь важно родителям понимать свою долю ответственности за тем, что смотрит ребенок по ТВ или Интернету, установлены ли соответствующие интернет-фильтры, программы родительского контроля, настройки в социальных сетях и т. д.
Такая субкультура, красочная, эмоциональная анимация способна вызывать привыкание. Как именно влияют такие мультипликации на детей, объяснил психолог:
«У подростка начинает всё вызывать раздражение, начиная от выполнения уроков, заканчивая обязанностями по дому. Всё это ему кажется банальным, скучным, обыденным, а всего через мгновение вновь можно погрузиться в мир мультипликации. Мир аниме настолько отличается от привычного мира, что психика за все время просмотра прибывает в стрессовом состоянии. Яркие, захватывающие необычные образы, все чрезмерно: цвет, эффекты, фантастические сюжеты. Вследствие этого ребенок уже не удовлетворяется тем реальным миром, который существует вокруг него. Тоже самое может происходить и со взрослыми людьми, с незрелой психикой, слабоустойчивых к стрессовым ситуациям и слабовольных», — сообщила Екатерина Половинкина.
Фото: Кадр из аниме «Сейлор Мун», Источник: kinopoisk.ru
В обществе есть глупый стереотип — если аниме смотрит взрослый, то он психически нездоровый человек. Чаще всего о нем высказываются не лестным образом. Почему так происходит? Как отмечает Полина, что ей приходилось сталкиваться с этим. После таких унижений и высказываний, люди смотрящие аниме, начинают ещё больше замыкаться в себе или стеснятся своих увлечений.
«Думаю это проблема людей и их установок в голове, что аниме «для детей», это «несерьёзно», это «странно» и т. д. Это их проблемы. Хочу сказать, что таких людей слушать не нужно. Нужно смотреть, делать и любить то, что нравится», — говорит поклонница аниме Полина.
Существуют многочисленные сообщества любителей аниме и не только, где каждый может найти друзей по увлечениям, общим интересам. В таких группах люди могут не знать друг друга в лицо, но обязательно могут обсудить новую серию аниме, окажут помощь, например, решить домашнее задание. Во многих городах России проводятся фестивали, посвященные тематике аниме и других зарубежных мультфильмов.
Однако под запрет распространения попала не только японская анимация, но и всеми любимые советские мультфильмы: «Ну, погоди!», «Карлсон», «Бременские музыканты», «Чебурашка и Крокодил Гена» и многие другие. Согласно закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в дневное время с 4 утра до 23 вечера такие мультсериалы не подлежат распространению на ТВ и радиопрограммах. Но в этом вопросе есть много нюансов и окончательно их никто не стал запрещать.
Фото: Кадр из мультфильма «Ну, погоди!», Источник: kinopoisk.ru
На одном сайте удалось встретить такой комментарий, посвященный статье про мультики, которые запретили в России: «Как можно запрещать классические советские мультфильмы? Что показывать детям? Покемонов?» (орфография и пунктуация автора сохранены). Чем же «Покемоны» хуже, к примеру, Волка из «Ну, погоди!», который тоже может негативно влиять на духовно-нравственное развитие детей (сцены с курением, распитием спиртных напитков, нарушение ПДД, вандализм)?! «Покемоны» тоже могут нести нравственный смысл – учить детей к бережному отношению к животным и природе. А если не обращать внимание на сюжет, то ведь даже в жёлтом странном существе можно найти, что-то приятное, доброе и милое.
Фото: Кадр из аниме «Покемон», Источник: kinopoisk.ru
«В советских мультфильмах персонажи четко делятся на положительных и отрицательных, это сделано нарочно, чтобы ребенку было проще разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо. Например, в мультфильме «Ну, погоди!» Волк, как отрицательный персонаж, из-за своих хулиганских поступков всегда попадает в смешные неприятности. Кстати, высмеивание — тоже отличная воспитательная мера, более позитивная и не менее эффективная, чем запугивание. Или еще один пример – советский мультфильм про Винни Пуха и его друзей, тут помимо смешных ситуаций используется прием преувеличения: если слишком много съесть, то можно застрять на выходе из гостей. Много поучительного можно найти в детских мультфильмах», — рассказала Людмила.
Можно услышать множество историй на тему того, что причиной того или иного уголовного преступления, самоубийства могут стать мультипликации, аниме. Из-за этого возникают многочисленные споры, но найти однозначный ответ, скорее всего вряд ли удастся.
«С уголовной стороны это может отразиться в том случае, когда ребенок, отойдя от реальности, начнет и в жизни воплощать увиденное, — я сильнее, я умнее, вокруг одни тупые… Если ребенок воспринимает все, что происходит в мультфильме, как реальность, то это может нести опасность для него, и это может привести к совершению преступления», — рассказала Екатерина Половинкина.
Сегодня нельзя точно сказать, что влияние подобных сцен в аниме или советских мультфильмах более серьёзно, чем пропаганда насилия, жестокости, сексуализации в современных фильмах производства США и других странах, которые, кстати, смотрят подростки в больших количествах. Многотысячные фанаты японской и западной культуры подмечают, что запрет на распространение таких мультипликация зависит от государства, но контролируется ли этот закон — это уже другой вопрос.
В таких случаях выбор, что смотреть ребенку, падает уже на самих родителей. И от принципа «чем больше запрещать, тем больше хочется» в современном мире не уйти. Нужно помнить, что искусство – многозначное слово и воспринимается всеми по-разному. Для кого-то это искусство – аниме, а для кого-то – советские мультфильмы.
Следите за новостями ИА «Уральский меридиан» в нашем ТГ-канале.
Фото превью: официальный арт манги Ah! Warera ga Myao Shougun («О, наш генерал Мяо»), dtf.ru/anime/52300