Войти в почту

Коллеги и друзья рассказали о наследии Петра Мамонова

О госпитализации Петра Мамонова с коронавирусом стало известно 1 июля. Как рассказывала супруга 70-летнего артиста, он попал в реанимацию больницы в Коммунарке за несколько дней до этого, а прежде лечился дома. Вскоре после госпитализации Мамонова подключили к аппарату ИВЛ. 7 июля жена актера говорила, что врачи пытаются постепенно выводить его из искусственной комы. Однако сделать это в итоге так и не удалось. За несколько часов до известия о смерти СМИ сообщили, что у артиста начали отказывать почки, супруга эту информацию опровергла. Днем 15 июля стало известно, что Мамонова не стало. Одну из своих ярчайших ролей в кино Мамонов исполнил у Павла Лунгина в "Острове". Сам режиссер признался "Газете.Ru", что актер был "самым удивительным человеком, которого он встречал в жизни". Согласно кинематографисту, они с Мамоновым неоднократно работали вместе и еще недавно планировали создать очередной общий проект. "Он не был похож ни на кого - ни в своем саморазрушении, ни в своем стремлении к богу в поисках правды. Все, к чему он прикасался, становилось искусством. Причем искусством правдивым, поэтому ему так верила молодежь. Чувствую себя одиноким и осиротевшим", - сказал Лунгин. Об особой индивидуальности Мамонова заявил и режиссер Владимир Мирзоев, снявший артиста в своем фильме "Случайный взгляд". Постановщик сравнил актера с Высоцким и Окуджавой. "Петр был уникальным художником. Мамонов - невероятная индивидуальность и очень страстный человек. В нем парадоксальным образом соединялись истовая вера, христианство, которое сегодня встречается только в глубине народа, и художник-авангардист, причем вполне радикальный, - поделился Мирзоев в разговоре с "Газетой.Ru". - Как актер, музыкант и шоумен он был абсолютно неповторим. Как неповторимы были, скажем, Владимир Высоцкий или Булат Окуджава. Думаю, это личность и художник такого же масштаба. Работалось с ним прекрасно, очень интересно и легко. Хотя Петр был человеком крутым, непростым, иногда очень агрессивным. Но эта агрессия никогда не была личной. Это агрессия человека, который горит идеей, горит творчеством, мыслью и духовной жизнью. Ну вот и сгорел…". В свою очередь телеведущий и писатель Андрей Максимов вспомнил о периоде совместной работы с Мамоновым в журнале "Пионер" - это было еще до создания группы "Звуки Му" и съемок в кино. "Про Мамонова нельзя сказать, что он был поэтом или актером. Умер неординарный и ни на кого не похожий человек, - рассказал Максимов "Газете.Ru". - С Мамоновым мы сидели друг напротив друга в журнале "Пионер", это были 80-е годы, время еще глубокой советской власти. И уже тогда было понятно, что этот человек - абсолютно необыкновенный. Он очень много рассказывал о смысле жизни, как понимает и осмысливает существование. Помню, как Мамонов со шведского языка переводил совершенно невероятные стихотворения, которые трудно было где-то напечатать, они были очень необычные. Он долго себя искал. Потом была музыкальная группа "Звуки Му", а благодаря Лунгину - и актерская деятельность. Но, на мой взгляд, его назначение - быть философом". Петр Мамонов родился 14 апреля 1951 года в Москве в семье инженера и переводчицы со скандинавских языков. В школьные годы его несколько раз отчисляли с формулировкой "устраивает цирк": одной из проделок будущего артиста был организованный им взрыв рядом с кабинетом химии. Еще в старших классах Мамонов создал дворовый ансамбль, который исполнял каверы на хиты The Beatles, The Rolling Stones, Led Zeppelin и других культовых зарубежных групп. Параллельно юноша занимался танцами, в том числе твистом и рок-н-роллом. Жизнь будущего артиста могла оборваться еще в молодости: в ходе одной из драк его ранили заточенным напильником ударом в область сердца. Мамонов тогда некоторое время провел в коме, потеряв много крови, но все-таки выжил. В студенческие годы он учился в Московском полиграфическом институте на редактора - правда, учебное учреждение так и не окончил. До полноценного прихода в музыку Мамонов успел сменить несколько профессий, среди них была должность корректора и заведующего отделом в журнале "Пионер". Наконец, в 1983-м Мамонов основал рок-группу "Звуки Му" - вместе со своим младшим единоутробным братом Алексеем Бортничуком, клавишником Павлом Хотиным и бас-гитаристом Александром Липницким. Поначалу коллектив регулярно выступал на "квартирниках", где подружился со многими звездами - в том числе участниками "Аквариума", "Кино" и "Зоопарка". Первое выступление группы на сцене датировано 1984 годом - это произошло в актовом зале школы, где когда-то учился Мамонов. В течение последующих нескольких лет рокерам удалось достигнуть широкой популярности среди слушателей и начать гастролировать (причем не только по СССР), в 1988-м у них вышел дебютный альбом. Несмотря на успех, в 1990-м Мамонов внезапно объявил о расформировании группы, после этого продолжив выступать с братом в дуэте. Впрочем уже через три года "Звуки Му" возродились в новом составе. Впоследствии коллектив распадался еще дважды, воссоединившись в последний раз в 2015 году после десятилетнего перерыва. Суммарно группа выпустила более десяти пластинок - и это если считать только основные релизы. К актерской профессии Мамонов пришел во второй половине 1980-х. Его полноценный дебют в игровом кино связан с фильмом "Игла", главную роль в котором исполнил Виктор Цой. В дальнейшем Мамонов снялся в ряде других популярных картин, включая "Такси-блюз", "Анну Карамазофф", "Ногу", "Время печали еще не пришло", "Царя", "Шапито-шоу" и "Пепел". Самой известной актерской работой Мамонова стала роль в ленте Павла Лунгина "Остров", вышедшей в 2006 году, - там он сыграл почитаемого старца Анатолия, который не может простить себе давний грех убийства. С возрастом Мамонов пришел к религии. Сам он признавался, что полноценно окунулся в веру в начале нулевых - и поспособствовала этому книга "Духовный мир преподобного Исаака Сирина". "В 2000-м году я стал закупать литературу святых отцов. Тогда как раз хлынула волна новых печатных изданий, совершенно неведомых. И вот у меня появилась книжечка "Духовный мир преподобного Исаака Сирина". Составил ее митрополит, тогда игумен Илларион Алфеев. Меня эта книга поразила наповал, потому что никогда еще в своей жизни я не испытывал такого шквала любви, нежности к человеку, именно ко мне. Мы же все думаем, что бог - это что-то такое про "можно-нельзя". А это совсем не так. Бог - наш отец, и мы его дети. Он нас любит, прощает, зовет к себе", - говорил он в одном из интервью. По словам Мамонова, одной из главных причин его увлечения верой был тот факт, что "общение с богом не имеет конца" - в отличие от интереса к литературе или музыке: "Я с удивлением стал замечать, что меня уже не интересует и как-то не так вставляет вся эта художественная литература. Музыку я слушаю часа по четыре, по три как минимум каждый день. Но все равно уже виден конец этому всему. А общение с богом не имеет конца, ни в мыслях, ни эмоционально, ни во всем том, что есть человек - сложный, многогранный". Петр Мамонов будет похоронен на Троекуровском кладбище в Москве. Дата прощания с артистом пока не определена.

Коллеги и друзья рассказали о наследии Петра Мамонова
© Газета.Ru
Газета.Ru: главные новости