Следы финно-угров, курганы древних славян и усадебное ожерелье России в ЮЗАО

Руководитель Московского этнографического общества Юрий Габров рассказал об истории Юго-запада Москвы. 17 июля с середины XX века каждый год в России отмечается День этнографа. Это профессиональный праздник исследователей быта, культуры, традиций и исторического пути разных народов и малых народностей. Дата приурочена ко дню рождения всемирно известного русского ученого и путешественника XIX века, Николая Николаевича Миклухо-Маклая. Улица, названная в честь исследователя, хорошо знакома многим современным москвичам, а особенно жителям районов Коньково и Обручевский, где она расположена. Кроме того, на Ленинском проспекте находится сердце российской этнографической науки -Институт этнологии и антропологии РАН им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Накануне праздника мы решили поговорить более подробно о профессии, а также о том, кто жил на территории юго-запада Москвы тысячу лет назад и какие особенные традиции связаны с этими местами, с культурологом-этнографом и руководителем общественной организации «Московское этнографическое общество», Юрием Габровым.

Следы финно-угров, курганы древних славян и усадебное ожерелье России в ЮЗАО
© Твоя Газета

- Юрий Владимирович, кто они, предшественники нынешних жителей ЮЗАО? - В V-IX веках на территории современного Юго-западного округа Москвы жили финно-угорские племена. Есть еще предположение о принадлежности местных жителей к балтам, но оно имеет меньше подтверждений. В частности, жившее здесь тогда население исследователи относят к дьяковской культуре, сильно развитой в Подмосковье. Позже в X веке эти земли плотно заселили ранние славяне. Московские славяне – это преимущественно вятичи, была часть кривичей – но они располагались больше на севере и северо-западе.

- Какие характерные признаки у этих культур, как ученые определяют принадлежность находок к конкретной группе вятичей? - В данном случае культуры вятичей исследователи определили в том числе по характерным курганам и артефактам. Опытный археолог такие сооружения заметит сразу невооруженным глазом. Их обычно ставили за пределами селища, но относительно не далеко, и размещались они группами. Например, такие объекты обнаружены вдоль современной улицы Островитянова. Когда-то это были огромные возвышенности, сегодня – маленькие холмики, тем не менее они все еще остаются заметны. Курганам свойственен ряд характеристик, среди них погребальная керамика – в каждом кургане обязательно должен был находиться минимум один сосуд. Такой обычай связывают с значением погребальной трапезы и тризны в жизни древних славян, когда в кургане вокруг тела выкладывались также ритуальные предметы. В некоторых общинах практиковалась кремация, и прах после нее также заключался в керамический сосуд. По сути, это были два основных типа погребения вятичей. Также у местных славян была традиция в курганы женщин класть украшения, очевидно обозначавшие и определенный социальный статус хозяйки. Среди таких предметов выделяются многолопастные височные кольца. Заимствованы украшения были у балтов, мода на них существовала в IX – X века. К примеру, женщина надевала платок, шапочку или некую тесьму на голову, куда в височной части нашивались кольца и от каждого такого кольца расходились литые лучики-лопасти. В нашем случае у вятичей они являлись семилопастными, у других групп – они изготавливались иной формы. Еще один условный трэнд был на так называемые шейные гривны – подобие ожерелья, на самом деле металлический обруч из железа, меди или другого схожего материала, загнутый в круглую форму. Они были гладкие, крученные, штампованные. На обруч могли вешать обереги, украшения или он носился как самостоятельный элемент. В последствии шейная гривна вятичей распространилась на всю древнюю Русь и стала традиционным украшением. Мужские курганы вятичей обустраивались относительно скромнее либо же их артефакты делались из менее долговечных материалов и не сохранились до наших дней. Из оружия у древних вятичей можно выделить металлические копья и боевые дротики. Обнаруживаются также топоры, но носили ли они боевое или хозяйственное предназначение - сейчас сказать сложно. У древних славян была своя специфика ведения боя, они умели пользоваться местностью и часто устраивали засады.

- Возможно у жителей этого региона были свои языковые и певчие традиции? - Калужское направление для жителей юго-запада древней Москвы определило присутствие в их говоре соответствующего диалекта. Эту манеру разговора можно отнести к малороссийской, южной группе. Ей свойственны более мягкие звуки, певучая речь. Например, «он кушат», «они ходють», глухой грудной звук «г» - так называемое «гэканье». Каждая традиция имеет свое многоголосье. В общинах и поселениях этой части земель были особенные сезонные, посевные, свадебные, обрядовые песни – они очень красивы и отражают особенности быта, но сегодня многое из их содержания ученые только пытаются разъяснить и понять. Европа изобилует аналогичными примерами. Так, на территории Великобритании очень много диалектов и они сильно отличаются, хотя страна маленькая. Там в каждом городе свой диалект. У нас страна огромная и это не так заметно, диалекты более плавно перетекают друг в друга от региона к региону. Важно помнить, объективно существует много различных форм русского языка, которые отражают в себе историю народности и региона.

- Какие основные транспортные артерии юго-запада Москвы влияли на жизнь местных жителей в XIV-XX веках? -Калужский тракт- - Старая Калужская дорога известна примерно с XIV века. Она является одной из старейших шоссейных дорог России. Сейчас этот некогда оживленный тракт начиная от деревни Кресты теряется в оврагах и зарос лесом. Определить его можно по растущим вдоль старой дороги березам – они были высажены примерно в XVIII веке, чтобы указывать дорогу путникам в туман или метель, а также укрывать от палящего солнца. Другая примета – на самом полотне дороги по сей день не растет ни одно дерево, так как за сотни лет повозки и лошади плотно утоптали грунт. Именно по старой Калужской дороге наполеоновские войска отступали в надежде на обратном пути разграбить не освоенные ими русские деревни, но в этих планах они потерпели неудачи. Позднее гитлеровцы во время Великой Отечественной войны также обратили внимание на старый тракт и пытались восстановить его участки, чтобы использовать их преимущества в военно-логистических целях. Стоит отметить, что тракт по настоящее время является одним из популярных мест среди туристов-исследователей всех уровней подготовки. -Боровский тракт- - Отдельно можно упомянуть Боровский тракт, который тоже шел в сторону Калуги. Он больше прославился даже не гражданскими сооружениями, а тем, что там постоянно кто-то на кого-то шел войной. Хотя первоначально это конечно был торговый путь, и долгое время он был одной из основных артерий. Но тем не менее, при разговоре об этом тракте в историческом плане сразу вспоминают тех же фашистов, Наполеона, а то и ордынцев, которые по этому тракту ходили походами туда-сюда. В XX веке Киевское и Боровское шоссе в итоге полностью заменили функции тракта, и сегодня он окончательно зарос травой. Но непосредственно на местности можно определить, где пролегал этот в свое время очень важный путь.

- Какие ремесла были популярны у жителей юго-запада Москвы в разное время? - Так сложилось, что на юго-западе Москвы, как и южнее в Калуге, основным промышленным направлением стали кирпичные заводы. Тогда на территории нынешнего ЮЗАО был буквально очаг таких заводов, здесь изначально была хорошая сырьевая база и много мастеров-керамистов. Кирпичные заводы стало модно строить где-то с конца XVIII века. Решающую роль здесь играли реки, которыми изобиловала Теплостанская возвышенность. И соответственно дальше, от Калуги, материал тоже справляли по Оке вниз к другим местам назначения. Роль возвышенности в прошлые века сложно переоценить. Удобное расположение местности исключало туманы, в водах рек не задерживались примеси – все это также служило плюсом при выборе земель для создания усадеб высокопоставленных и почетных деятелей Руси. Мелеть малые речные артерии стали только в 1860 -1870х годах, а аграрный уклон этого региона Москвы сохранялся и вовсе вплоть до XX века.

- Как быть тем, кто решил связать свою жизнь с этнографией? - В России этнография – главным образом, описательная наука. Специалисты в этой области постоянно фиксируют и систематизируют полученные практическим путем знания. Очень важно хорошо знать историю, языки – при этом, стоит отметь, знать нужно разные языки – среди базисных также английский, французский и языковые группы интересующего региона, дальше могут идти отдельные ответвления – например, музыка, костюмы, а еще важен энтузиазм – так как серьезные глубокие исследования без альтруизма невозможны. Кстати, главная колыбель русской этнографической науки наших дней, Институт этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук, находится в Гагаринском районе, на Ленинском проспекте.

- На что важно обратить внимание начинающим этнографам и специалистам смежных областей в своей работе? - Всегда нужно отдавать себе отчет в том, зачем и что мы изучаем. Часто этнографы и фольклористы живут в своей сфере, кто-то совмещает такую работу и реализует свои знания в сфере культурного туризма или культурно-массовых мероприятий. Это очень важно с точки зрения просвещения, развития инфраструктуры, привлечения туристов и сохранения знаний. Однако, тут тоже встречаются крайности, о которых нужно знать и, на мой взгляд, избегать. Популяризация может влечь профанацию культуры, некое упрощение в угоду зрелищности. С 2010 года пошел все же тренд на более аутентичные элементы в этой сфере, наблюдается конструктивный сдвиг в плане соблюдения исторических взаимосвязей при реализации культурно-исторических проектов. Так важно осознанно не создавать штампов в массовом сознании, которые впоследствии могут исказить представления о той или иной культуре в глазах соотечественников и представителей других стран, а также следующих поколений.

По случаю праздника руководитель Московского этнографического общества также поделился с нами своим особенным отношением к юго-западному направлению Москвы: - «Юго-Западное и Западное направления - одни из наших любимых. Многие работали и продолжают работать в этих районах, живут или когда-то жили здесь (прим. ред. - «Московское этнографическое общество» в свое время базировалось в Гагаринском районе на улице Орджоникидзе). Эти места достаточно самобытны, очень интересны. Конечно, нельзя сказать, что общины и население здесь развивались отдельно от основной Москвы и остальных соседних районов. Люди взаимодействовали, передавали традиции и привычки друг другу. Однако, просматриваются черты, которые позволяют выделить группы местного населения в общность. Например, исторически Юго-Западный административный округ, наследует в том числе Зюзинскую волость, до революции таких волостей в Москве было около 14-15. И, соответственно, у современных жителей этих районов есть свои предшественники, условные предки. Также не стоит забывать, что Юго-запад является, по сути, усадебным ожерельем древней Москвы, и отчасти кластером всей усадебной культуры России, где она начала формироваться в XVII веке. Большая часть знаменитых усадеб: Зюзино, Коньково, Воробьево, Ясенево – великокняжеская древнерусская усадьба, все они располагались в этих местах. Часть из них в руинах, других вовсе нет, но уцелевшие охраняются государством, реставрируются. Их можно и нужно посещать. И не только сам округ, но и далее в Подмосковье усадьбы продолжаются. Это изначально одни из мест, которые были облюбованы феодалами - угодья даровались как наделы и усадьбы, так называемые «усады», боярам и князьям. В День этнографа хочется сказать жителям юго-запада, что здесь есть своя особенная этнографическая специфика. Но и Россия в целом включает в себя огромное многообразие культур. В этом направлении есть много вопросов, которые интересно изучать и иметь в виду не только опытному исследователю, но и обычному человеку!»

Свой профессиональный праздник Юрий Габров по доброй этнографической традиции встретил «в полях» за практической работой - 17 июля он с коллегами участвовал в конференции в Удмуртии.