Бовт о задержании главы ГИБДД на Ставрополье: «Слово «мафия» звучит при обсуждении этого дела с первых минут»

На Ставрополье задержан начальник управления ГИБДД по Ставропольскому краю Алексей Сафонов. Его и еще десятки человек обвиняют в коррупции. Как заявляют в СК, в течение нескольких лет группировка во главе с Алексеем Сафоновым получала взятки за продажу пропусков для грузоперевозок.

Бовт о задержании главы ГИБДД на Ставрополье: «Слово «мафия» звучит при обсуждении этого дела с первых минут»
© BFM.RU

Благодаря телеграм-каналу депутата Александра Хинштейна страна узнала, что глава ГИБДД Ставрополья отправлял малую и большую нужду в золотой унитаз. Его особняк, оформленный в известном стиле «дорого-богато», по убранству переплюнет виллу главаря наркомафии из голливудского фильма. Слово «мафия», кстати, звучит при обсуждении этого дела с первых минут. Ведь всего задержаны более 35 сотрудников ГИБДД.

Они зарабатывали всем, до чего может дотянуться рука с полосатой волшебной палочкой: от продажи блатных номеров и пропусков большегрузов до торговли песком. Богатые интерьеры коррумпированных силовиков на фоне сумасшедших денег уже даже не удивляют. Привыкли. Коррупция в силовых структурах на обывательском уровне считается почти нормой: по принципу «что охраняешь, то и имеешь». Более интересен другой вопрос: почему вдруг его взяли? Не поделился с кем-то? Брал не по чину? Перешел дорогу более влиятельным структурам?

Сафонов — полковник полиции. Возглавлял ГИБДД Ставрополья с 2012 года. Даже если его оклад со всеми доплатами дотягивает до пары сотен тысяч рублей, то все вокруг видели, что он живет совсем не по средствам. Его дорогущий особняк — это все было напоказ. К нему в гости наверняка ходила вся местная номенклатурная знать. Решать вопросы в том числе. Она тоже считала такую жизнь полковника полиции совершеннейшей нормой. Служба внутренней безопасности тоже. У тех, кто проверял ежегодно его декларации о доходах и имуществе, ни разу ничего не щелкнуло в голове. А может, и щелкнуло, но ждали сигнала. Сигнал только теперь почему-то вдруг прошел. Те, кто ходил в гости и был сопричастен с мафиозным бизнесом, напряглись, поскольку не знают, насколько глубоко копать была дана команда.

Когда всплывают такие эпизоды, с ними всплывает и риторический вопрос: а что может на этом фоне считаться успехом проведенной реформы полиции, которой как раз этой весной стукнуло 10 лет? Сафонов занял свой пост после переаттестации и чистки рядов бывшей милиции. Что же принципиально изменилось в этих реформированных рядах? Не говоря уже о сопутствующих вопросах. Почему, например, до сих пор блатные номера не продаются с аукционов, как было сто раз обещано? Почему для большегрузов издают какие-то спецпропуска, но это дело не переведено полностью в онлайн и в то самое чистое и честное, потому что виртуальное, «одно окно»? Почему ни один хотя бы последний честный лейтенант ни разу не доложил о подозрительных перевозках по спецпропускам? Эта система вообще реформируема? Может, надо как в Грузии при ненавистном Саакашвили: выгнать всех поголовно и нанять в полицию тех, кто ни сам, ни его родственники никогда не имели к ней отношения? Впрочем, не будем горячиться. Официальная статистика говорит, что не все так ужасно.

Например, в 2019 году впервые оказалось больше осужденных за крупные взятки, чем за мелкие. Но всего по коррупционным составам осудили не очень впечатляющие 5,3 тысячи человек. Двое из пяти осужденных за получение крупной взятки — сотрудники правоохранительных органов. Еще более трети — чиновники. В 2020 году коронавирус не смог парализовать борьбу с гидрой коррупции. За год российские суды вынесли более восьми тысяч обвинительных приговоров против девяти тысяч человек. Правда, реальный срок получили только 18% осужденных по этим статьям. Больше половины из них были приговорены к лишению свободы до трех лет. Каждый третий коррупционер получил условный срок, а почти половина отделались штрафами.

Если верить цифрам опросов, то и отношение россиян к полиции улучшается. Так, ВЦИОМ в конце 2020 года выяснил, что сотрудникам полиции своего региона доверяют почти 60% респондентов. Наиболее высокие показатели доверия как раз у полиции на транспорте.

Кто-то скажет, что верить этим цифрам нельзя. Отчего же? Ведь пойманные сотрудники ГИБДД Ставрополья, как настоящая мафия, по-своему решали вопросы. Многие их клиенты воспринимали это как помощь в преодолении бюрократических препон, возведенных корявыми законами. И вообще, если вспомнить хорошие фильмы про настоящую мафию, там она часто является неотъемлемой частью того микромира, в котором живет и работает. Поэтому для поимки и изобличения таких мафиози всегда приходится привлекать людей не из местных. Потому что местные все повязаны, а не местные, как предполагается, честные.