Стыд или восторг? Неоакадемизм Роберто Ферри
"Мой стиль всегда был внутри меня", говорит Ферри. Он родился в 1978 году, в итальянском городе Таранто, окончил лицей и художественную школу "Лисиппо" в своем родном городе. Живопись всегда интересовала Роберто, поэтому после окончания лицея, он вплоть до 1999 года самостоятельно изучал художественную историю. Фото: Twitter В те года в нем и зародилась любовь к живописи XVI-XVII веков. Ферри вдохновлялся классиками, работавшими в стиле барокко, хотя в его картинах также прослеживается влияние романтизма и символизма: "Меня вдохновляет атмосфера, я как будто чувствую ее вкус, чувствую это на собственной коже и в душе. Чувствую ту силу, с какой они рисовали в то время". Своим главным учителем Ферри считает Караваджо. Жажда знаний привела молодого Роберто в Рим. Он поступил в Академию изящных искусств, где изучал сценографию. Его учителями были Гаэтано Кастелли и Франческо Зито. Ферри с отличием окончил Академию в 2006 году, и уже тогда прославился, как один из самых многообещающих художников. Фото: adcitymag.ru Однако работы Ферри вызывают двоякие впечатления у зрителей. Все дело в пугающих деталях, которые художник добавляет в свои сюжеты. Ферри отмечает, что неоднозначные образы в картинах окружали его с детства. Впервые свои работы Роберто Ферри представил в 2002 году на выставке "Животные и боги", в галерее "Лабиринт", в Риме. Творчество Ферри известно своей завуалированностью, потому что детали его картин имеют свойство раскрываться по мере наблюдения. На первый взгляд покажется, что работы художника выполнены в классических традициях древнего Рима и Греции. Но на самом деле, это ловушка: как только зритель решит, что перед ним многовековое произведение искусства, Ферри снимет завесу, чтобы обнажить свое искусство во всей красе. Наблюдателю откроются образы, которые завораживают, пугают и все же привлекают к себе. Фото: just-interes.ru Картина "Рыцари Апокалипсиса" отдает дань традициям барокко: композиция отличается особым динамизмом. С одной стороны полотна несутся люди, совершенные и обнаженные, грациозные как Боги, и, мускулистые кони. В центре внимания зрителя оказывается предводитель группы: мужчина с красным плащом и копной черных кудрей. Его взгляд устремлен вперед, а рука, указывающая на что-то последователям, отсылает к "Сотворению Адама". Микеланджело. Кажется, что это обычный мифический сюжет, но вот тут Ферри и открывает занавес. Фото: art.mirtesen.ru В самом углу картины, из-под земли, восстает скелет верхом на мертвой лошади, а остальные герои картины, оказывается, выходят из графитовых туч. Перед нами Всадники Апокалипсиса. Теперь зритель может заметить, что по цветовой гамме картина разделена на две части: левая часть, куда еще не добрались Всадники, наполнена теплым светом и полупрозрачными облаками, но к ней стремится темнота с правой стороны полотна. Неявная граница между темнотой и светом создает движение в картине и усиливает ее реалистичность. Сюжет работы вызывает ужас, но его герои настолько совершенны, что влюбляют в себя зрителя. Однако обнаженный вид, свидетельствующий об их уязвимости, намекает: перед нами люди. Ферри будто хочет сказать, что апокалипсис в мир принесут не таинственные Всадники, а темные потребности человеческой души. Фото: Twitter›solisolsoli В 2003 году прошла следующая выставка Роберто Ферри "Ангелы, Демоны, Чудеса и Архонты". В 2006 году в галерее "Vittoria", в Риме, работы Роберто Ферри были представлены в экспозиции "Дань Луиджи Монтанарини". В том же году в Риме он участвовал во втором издании "Белой ночи", экспозиция прошла в Академии художеств. Наблюдать картины Ферри можно не только в галереях, но и в кино. В 2015 году режиссер Марко Беллоккьо представил 13 работ Роберто Ферри в своем фильме "Кровь моей крови". В последующие годы Роберто Ферри принял участие в коллективной выставке «Плоть и страсть», в галерее CFM, в Нью-Йорке, а в 2016 году открылась его персональная выставка в замке Gaasbeek в Брюсселе. Фото: cromoforalapalomaonlinegallery.blogsp Художник говорит, что его картины – это зеркальное отражение внутреннего мира человека. Они наполнены странными аспектами, приборами, орудиями, лишними глазами, руками. Ферри сочетает каноны живописи эпохи символизма с внутренним миром современного человека. Художник исследует мир ночных фантазий, но изображает их в реалистичной манере и дополняет образами романтизма. Это и отличает технику Ферри от классической живописи. На одной из картин художника "Вечное прощание" изображено страстное объятие двух ангелов: мужчины и женщины, у них только по одному крылу, а значит ни один не может лететь и не является цельным. Но в объятиях они дополняют друг друга. Лицом к зрителю обращена женщина, у нее молочная кожа и черное крыло, что контрастирует с каноничным представлением ангела. Фото: cromoforalapalomaonlinegallery.blogsp Спиной к нам изображен мужчина, чья смуглая кожа и белое крыло, как китайские инь и янь, составляют единое целое. Сочетая полярные понятия, Ферри создает ощущение греховности и недозволенности происходящего. Но не все так очевидно. На полотне Ферри соединил европейскую и восточную концепцию миропонимания. Первая всегда демонстрировала борьбу добра и зла в то время, как восточная идея состоит в единении одного с другим. Сам же художник говорит, что придерживается восточной концепции. Об этом свидетельствует название картины "Вечное прощание", которое намекает о неразрывном существовании добра и зла. Таким образом, вся картина состоит из совершенно противоположных образов. Мужчина и женщина, восток и запад, грех и возвышенность, черное и белое, каноны и авторское новаторство – они всегда будут дополнять друг друга. Так же художник представляет человеческую душу: "Есть только одна красота, и я намереваюсь слить воедино все ее противоположности". Ферри представляет постоянное "сотрудничество" наших темных и светлых сторон, поэтому в его работах создается ощущение единства добра и зла. Художник призывает зрителя к гармонии в душе и полному принятию всех своих "Я". Фото: just-interes.ru Картины Ферри вызывают различные чувства: среди них и стыд, и благоговение. Беспощадный взгляд Ферри смотрит глубже, в самые потайные желания и устремления "он копает и вытягивает их из тени, как пронзительное психическое звучание души". Именно отсутствие границ между душой зрителя и душой художника заставляет испытывать стыд в первые минуты созерцания. Но чем мы дольше любуемся его картинами, тем дальше уходит смущение, страх или отторжение: на картинах Роберто Ферри изображены мы, "все, чем мы являемся, можем быть или хотим быть". Это делает художника очень чутким, "внимательным наблюдателем реальности и великим ценителем человеческого тела". Мы возвращаемся к творчеству Ферри не потому, что это завуалированная барочная классика, а потому, что его картины отражают бессознательное человека. Фото: pl.pinterest.com Под уникальным взглядом Ферри, неизведанная сторона человеческой души становится не только пугающей, но и привлекательной. Да, понятие "душа" для Роберто Ферри вовсе не абстрактное или философское. Он верит в человеческие души и принимает их такими, какие они есть. Художник призывает и нас к тому же: исследовать границы собственного воображения и не стыдиться найденного.