Войти в почту

Время Шьямалана

Фильм "Время". Фото: newyorker.com Часть съемочной группы перекочевала во "Время" из предыдущего проекта Шьямалана, сериала "Дом с прислугой". Перед просмотром "Времени" стоит освежить в памяти творческий путь режиссера — одного из самых "неровных" мастеров в Голливуде, человека с двумя номинациями на "Оскар" и девятью на "Золотую малину". Выходец из индийской Пондишери, Шьямалан в раннем возрасте перебрался с семьей в Филадельфию. В 1992 году, в 22 года, окончил киношколу при Нью-йоркском университете, подарившей миру Вуди Аллена, Джоэла Коэна, Мартина Скорсезе и других маститых режиссеров. Первый фильм Шьямалан решил сделать с оглядкой на национальные корни: "Яростная молитва" (1992) посвящена путешествию молодого человека из Филадельфии на родину — в Индию. Автобиографичность дополняется и тем, что главную роль сыграл сам режиссер. Там же обозначились темы, которые впоследствии станут "типично шьямалановскими": вера, мистика, особенности культуры, — при этом картина – комедийная драма, до первого триллера еще семь лет. Режиссер Найт Шьямалан.Фото: pagesix.com В 1998 году выходит "Пробуждение", ожидавшее проката три года. Здесь снова акцентируется религиозная тематика: маленький мальчик очень любил дедушку, а потом тот умер, и теперь мальчуган думает о жизни, смерти и Боге. Метафизические поиски происходят в католической школе для мальчиков, а герой ведет беседы со священниками и монахинями. Об итогах поисков распространяться здесь не будем: одна из главных особенностей шьямалановских сценариев — внезапный сюжетный поворот перед финалом в духе новелл О. Генри. М. Найт Шьямалан вообще относится к той уважаемой когорте режиссеров, которая всегда самостоятельно работает над сценарием (или сценарной адаптацией). В конце девяностых Шьямалан создает и первую сценарную работу для фильма "Стюарта Литтла" (1999) о дружбе мальчика и говорящего мышонка. Фильм "Стю́арт Литтл"Фото: peremena-perm.ru В 1999-ом Найт Шьямалан нащупывает свою путеводную нить: на экраны выходит его первый и самый успешный мистический триллер "Шестое чувство". В роли детского психолога, столкнувшегося с паранормальными способностями у ребенка – актер Брюс Уиллис. (Кстати, история про общение с призраками умерших до сих пор находится в топах: 202-я строчка на "Кинопоиске", 161-я — на "IMDb"). На Оскаре-2000 картину отметили шестью номинациями. Шьямалан получил две: за сценарий и режиссуру. Здесь уже можно вспомнить об еще одной привычке Шьямалана. Режиссер любит работать с одними и теми же людьми несколько раз: оператор "Шестого чувства", Так Фудзимото, позже снимет "Знаки", "Явление" и "Дьявола", монтажер Эндрю Мондшейн работал над "Пробуждением", а Брюс Уиллис сыграет в следующем же фильме Шьямалана "Неуязвимый". Фильм "Неуязвимый". Фото: kinonews.ru "Неуязвимый", вышедший в 2000-ом году, продолжил тему одаренных людей. Дэвид Данн в исполнении Брюса Уиллиса после аварии открывает в себе сверхчеловеческую силу и дар предсказания, благодаря которому видит преступления любого, к кому прикоснется. Характер главного героя раскрывается, в том числе, через отношения с ребенком. На этот раз, с сыном. Дети постоянно играют не последнюю роль у Шьямалана. Через два года у режиссера выходят "Знаки", в которых два брата (Мэл Гибсон и Хоакин Феникс) становятся свидетелями непонятных кругов на полях, которые позже оказываются символами инопланетного захвата. Здесь уже можно загибать пальцы, ища почерк Шьямалана. Грэм Хесс в исполнении Гибсона — священник, разочарованный в религии из-за смерти близкого, мистический флер становится пугающим. А еще свою роль сыграют авария, вода и подвал — три пункта, по которым нередко можно узнать сценарий Шьямалана. Ко всему этому можно добавить страсть к камео, заимствованную режиссером у Альфреда Хичкока. Фильм "Таинственный лес". Фото: kino.filmz.ru В 2004-ом году Шьямалан снимает "Таинственный лес". По сюжету, некая группа людей из протестантского поселка позапрошлого столетия живет на лесной опушке, окруженной деревьями. Среди деревьев скрываются "Те-кого-нельзя-называть" — кровожадные монстры-дикобразы в красных балахонах. Не менее самобытны и протагонисты: слепая главная героиня (Брайс Даллас Ховард), деревенский дурачок (Эдриан Броуди), серьезный сверх меры дозорный (Хоакин Феникс) и их родители, которые скрывают свои секреты. Дети, смерть близких, священники и финальный твист прилагаются. А еще прекрасная музыка, за которую Джеймс Ньютан Ховард был номинирован на "Оскар". И, конечно, картинка: за камерой стоял Роджер Дикинс, не так давно взявший "Оскаров" за "Бегущего по лезвию 2049" (в 2018-ом) и "1917" (в 2020-ом). Фильм "Девушка из воды". Фото: ru.kinorium.com После "Таинственного леса" наступил затяжной — по мнению некоторых критиков, длящийся до сих пор — период творческих неудач. Следующая картина, "Девушка из воды" (2006), принесла Шьямалану сразу две "Золотых малины": за режиссуру и роль второго плана. Притча о девушке, которая не может вернуться в свой сказочный мир, провалилась в прокате, получила разгромные отзывы критиков и отдельное порицание за камео Шьямалана, исполнившего роль писателя, создающего важнейшее произведение для человечества (считывалось отношение Шьямалана к самому себе). Затем было "Явление" (2008) с Марком Уолбергом про внезапную эпидемию самоубийств из-за токсина, распыленного в воздухе. Шьямалан в этот раз прямо заявил, что делает ставку на ужастик категории B, но от разгромных отзывов и новых номинаций на "Малину" картину это не спасло. Самой провальной по рейтингу в карьере Шьямалана стал "Повелитель стихий" (2010), снятый по америме (так называют американские мультфильмы, использующие аниме-стилистику). Парад откровенно плохих картин режиссера завершил фильм "После нашей эры" (2013). Фильм "Повелитель стихий". Фото: inceptionstreaminghd.blogspot.com Были, впрочем, и небольшие проблески. Одноразовый, но неплохой клаустрофобный триллер "Дьявол" (2010) про людей, застрявших в лифте с самим Сатаной, по отзывам критиков, был навеян саспенсом Хичкока и загадочностью Агаты Кристи (Шьямалан выступил здесь как сценарист). Позже, уже после "малинового периода", Шьямалан ставит "Визит" (2015) о том, как двое детей приезжают погостить к бабушке с дедушкой, которые почему-то странно себя ведут. Несмотря на разнящиеся отзывы, некоторые критики отметили возвращение того самого Шьямалана — умного, внезапного и умеющего держать в напряжении. Фильм "Сплит". Фото: afisha.yuga.ru В следующие годы М. Найт Шьямалан пополнял фильмографию в двух направлениях: ставил сериалы ("Сосны" 2015, "Дом с прислугой" 2019) и развивал трилогию, начатую фильмом "Неуязвимый". В 2016 году вышел "Сплит", где в главном герое (фактурном Джеймсе Макэвое) уживаются двадцать три личности и желание убивать. Фильм получил, наконец-то, преимущественно положительные отзывы. Для одних узнаваемый стиль Шьямалана — признак творческой мощи, для других — неспособность создавать новые истории. Творчество режиссера дискуссионно и нередко разжигает горячие споры. Какая из его творческих личностей проявила себя во "Времени"? Гений "Шестого чувства", злодей "Повелителя стихий" или средний руки режиссер "Визита"?

Время Шьямалана
© Ревизор.ru