Ссоры за кадром: должны ли снимать кино только единомышленники
Хорошо, когда на съемочной площадке собираются единомышленники, которые горят своим делом, восхищаются новым проектом и поддерживают теплую дружескую атмосферу в коллективе.
Однако, как и в любом другом деле, здесь есть место дружеским отношениям и профессионализму. Должны ли делать кино только единомышленники? Хватит ли одного профессионализма, чтобы сделать хороший фильм при полном разладе на площадке? Или лучше, когда съемочная команда чувствует себя как одна семья? Об этом в комментарии для «Слово и Дело» порассуждал российский актер театра и кино Александр Пашутин.
Друзья или профессионалы?
По словам артиста, даже если на съемочной площадке происходит недопонимание, режиссер, актеры и съемочная команда должны говорить на одном языке.
«В любой работе – в кино, в театре, в спорте – собираются единомышленники, чтобы не было ситуации, когда рак тянет в одну сторону, лебедь – в другую, щука – в третью. Но вообще, все происходит по-разному. Например, было большое противоречие и недопонимание у Леонида Гайдая с Евгением Моргуновым, но он картину все равно сделал. В съемочной группе бывают конфликты и нюансы, но кино все равно делается. Это не мешает, если режиссер хороший. В конец концов, кино делает режиссер», — высказался артист.
Действительно, на съемках «Кавказской пленницы» Моргунов слишком критично выражался о работе Гайдая, что буквально оскорбляло режиссера. В конце концов Гайдай полностью отказался от Моргунова в своих фильмах, снимая дублера. Лицо Моргунова же заменялось после съемок, при монтаже.
Противоречие между актером и режиссером достигло таких масштабов, что Гайдай до конца жизни избегал Моргунова, а в одном из интервью даже сказал, что Моргунова не существует.
Истории неудач
Винить кого-либо в ссорах на съемочной площадке бессмысленно. В конце концов, в создании фильма принимают участие творческие люди, которые отличаются вспыльчивым характером и порой даже непримиримостью. Кому-то удается отложить личную неприязнь и несогласие на второй план и проявить весь свой профессионализм. Другим же проще и вовсе отказаться от проекта.
Трудно представить, но в культовом советском фильме «Девчата» Николай Рыбников и Надежда Румянцева просто не могли вместе работать. Все дело в том, что Рыбников на момент съемок фильма уже был настоящей звездой экранов – в отличие от Румянцевой, которую он называл «выскочкой». Может быть, поэтому моменты любви и страсти в фильме выглядят несколько натянуто. А вот ссоры и перепалки между героями переданы очень правдоподобно.
Больше профессионализма проявили Владимир Высоцкий и Владимир Конкин в фильме «Место встречи изменить нельзя». Высоцкий был крайне груб с Конкиным, постоянно критиковал и одергивал коллегу. Хотя на экране они выглядели настоящими друзьями и крепкими напарниками. А причина разлада была проста: Высоцкий хотел, чтобы Владимира Шарапова сыграл не Конкин, а коллега из театра на Таганке, Иван Бортник, которому в итоге досталась роль Горбатого. В какой-то момент Конкин чуть не ушел из картины, однако сумел проявить профессионализм и закончить начатое.
Непросто пришлось и Барбаре Брыльске в «Иронии судьбы». Дело в том, что у нее была личная неприязнь к Юрию Яковлеву, сыгравшему роль Ипполита. По признанию актрисы, ей было очень сложно играть любовь с Яковлевым, а тем более – целоваться, так как ее пугала манера Яковлева, с которой он это делал.
В мировом кинематографе тоже есть примеры, когда актеры, несмотря на личную неприязнь, смогли проявить профессионализм и отыграть свои роли. Например, отношения Сары Джессики-Паркер и Ким Кэтролл на съемках «Секса в большом городе». Ким возмущало особое внимание к коллеге – в том числе и денежное. На волне популярность после второго сезона Джессика Паркер потребовала себе увеличения гонорара. Кэтролл, требовавшая равных условий для всех участниц картины, была глубоко возмущена. Этот конфликт перерос в глубокую неприязнь между актрисами, которая длится и по сей день. Именно поэтому мы не увидим Саманту в продолжении сериала, который выйдет уже в 2021 году.