Игры разума: 10 незаметных зрителю киношных приемов, которые делают фильм незабываемым
Порой мы смотрим кино взахлеб, не отрываясь ни на секунду — нас увлекает и картинка, и звук, и сюжет, и герои, и атмосфера… буквально все. Конечно, выходя из кинотеатра, мы не задумываемся, насколько хитры игры, в которые только что играли с нашим разумом создатели ленты, и за счет чего режиссер, операторы и осветители добились нашего «вау». А приемчиков, надо сказать, немало. Разберем десять самых интересных.
Голландский угол
Проще говоря, это заваленный горизонт. Благодаря такому приему можно лихо передать шизофрению героя или его наркотическое опьянение (помните, голландский угол часто использовался в фильме «Страх и ненависть в Лас-Вегасе»?). Зритель, смотрящий на мир под таким «неправильным» углом, испытывает небольшой дискомфорт и лучше понимает психологическое состояние героя. Плюс иногда голландский угол помогает режиссеру лучше передать драматизм повествования: камера наклоняется, трагедия героя усиливается, зритель сильнее сопереживает.
Резкая смена кадра
Один кадр, резко сменяющий другой, — такой прием нужен, чтобы избежать показа на экране лишних временных промежутков. То есть сами события важны, а то, что было между ними, — вовсе нет. Поэтому берем несколько кадров и резко их «тасуем». Ну то есть не мы, конечно, а режиссер руками операторов и монтажеров. Получается динамично и очень доходчиво.
Взгляд героя на экране
Существует один известный киноэксперимент, который провел режиссер немого кино Лев Кулешов. Он склеил подряд два кадра: первый показывал лицо человека, смотрящего как бы за пределы кадра, а второй — тарелку супа. Показав склейку зрителям, Кулешов удовлетворенно кивнул: все без исключения были уверены, что человек в кадре был голоден и потому смотрел на суп. Потом киногений склеил два других кадра: тот же самый человек и женщина в гробу. Зрители зашептали: актер на экране явно скорбит. Кулешов потер руки — эксперимент удался.
Дело в том, что взгляд героя, куда бы он ни был направлен, подчеркнет для зрителя заинтересованность в объекте. Если мужчина смотрит на женщину, значит вожделеет ее, если на еду — хочет есть. При этом мимика актера может оставаться «каменной», главное — то, на что он смотрит.
Фокус
Слышали термин «глубина резкости»? Его суть заключается в том, что если вы видите два объекта, то первый (ближайший к вам) будет очень четким, а тот, что позади, — размытым. Эту фишку вы не раз использовали на своих фотоаппаратах, так ведь? Вот и в кино без фокуса никуда, особенно если нужно усилить восприятие и подчеркнуть главный объект в кадре.
L‑переход и J‑переход
На первый взгляд это кажется непостижимым (переходы какие-то). Однако на деле все очень просто. L‑переход — когда вы видите смену кадра, но еще слышите звук из кадра предыдущего. Это крайне важный и распространенный прием, чтобы ориентировать нас, зрителей, в происходящем, чтобы помочь нам не потерять нить сюжета.
Бывает, музыка совсем не соответствует кадру (и в этом, как ни парадоксально, соответствие). Для придания сцене контраста в картине «Апокалипсис сегодня» людей расстреливали под классическую музыку. Но мы покажем вам «правильный пример» — один из самых запоминающихся в саге о Людях Икс.
Переход во время действия
Ну а завершит нашу подборку переход. Кадр вовсе не обязательно должен меняться, когда наступает логическая пауза. Но его необходимо сменить непосредственно во время действия, чтобы зритель мог увидеть сцену с разных сторон. Сложно? Тогда смотрите.
Смотрите также: Идеальная композиция кадров из известных фильмов, Звезды советского кино топлес: сцены, которые вы могли не заметить, 13 фильмов, снимавшихся без окончательного сценария