Балашихинский микрорайон Ольгино отсчитывает свою историю с XVII века
Территория бывшего городского округа Железнодорожный включала земли нескольких населённых пунктов — Ольгино, Саввино, Кучино (эти две последние деревни упоминаются уже в 1327 г.). Во второй половине XVII века возникла деревня Сергеевка, название которой постепенно было вытеснено хлёстким прозвищем Обираловка. И это название прочно закрепилось за деревней. Потом это название получила и железнодорожная станция. Именно её выбрал великий русский писатель Лев Толстой для финальной сцены романа «Анна Каренина». Существуют разные версии возникновения этого названия. Одна из них связана с криминальной обстановкой, сложившейся в этой местности вдоль Носовихинского тракта. Здесь грабежам подвергались купцы, ехавшие с товаром в Москву. В наши дни в Ольгино сносятся последние обветшавшие двухэтажки — свидетели истории посёлка, о котором известно совсем немного. Ведь до строительства железной дороги эти земли были, можно сказать, ничем не примечательны. Но с возникновением «железки» пришло бурное оживление. Бум строительства дорог начался в конце шестидесятых годов XIX века, тогда же и начали появляться многие привычные нам особенности железнодорожных путешествий. От Петербурга до Москвы в это время можно было доехать за 19 рублей первым классом, за 13 рублей — вторым, за 10 рублей — третьим. До Сергиева Посада, соответственно, за 2 рубля, за 1 рубль и за 50 копеек. До Нижнего Новгорода через Обираловку — за 12 рублей 30 копеек, 9 рублей 22 копейки и 5 рублей 12 копеек. Чтобы представить условия тогдашних поездок, взглянем на картину Леонида Пастернака, отца известного поэта Бориса Пастернака, «К родным» (1891). На картине — женщина в трауре, возможно, вдова, с ребёнком и кормилицей едет к родственникам. Можно увидеть сверху сетку для багажа, надпись «для некурящих». Так что построенная железная дорога в бывшей Обираловке изменила отношение к прилегающим к ней нетронутым землям, за которые купцы и фабриканты стали давать хорошую цену. Владельцы имений уступали свои земли новым хозяевам, а те зачастую дробили их на маленькие кусочки и перепродавали, приумножая свой капитал. Краевед Александр Шушеров в своей книге «История города Железнодорожного» написал, что земли, на которых позже появился посёлок Ольгино, были приобретены у князя Голицына Фёдором Михайловичем Мироновым. Это был потомственный почётный гражданин и почётный мировой судья Богородска, член просветительных и благотворительных учреждений Москвы и Богородска, но самое главное — в период с 1894 по 1905 год он был совладельцем и директором-распорядителем товарищества Буньковской мануфактуры «Братья М. и К. Мироновы». Половину купленной в этом районе земли рачительный Фёдор Миронов разделил на участки размером от четверти до целой десятины (1 десятина — 2400 саженей или 1,09 гектара). Здесь был вырублен строевой лес, проложены улицы, прорыты осушительные канавы. Только продажа срубленного леса покрыла все затраты по покупке земельного участка. Что же касается земли, то, как писал краевед Александр Шушеров в книге «История города Железнодорожного», её Фёдор Миронов «подарил своей жене Ольге Гавриловне в день её рождения. Отсюда и пошло название «Ольгино имение», которое сохранилось до наших дней». Фёдор Миронов был, что называется, парень не промах. Не прогадал: вскоре купленный им участок земли стоил больше полумиллиона тех ещё рублей! Но Миронов не почивал на лаврах, был добрым во всех отношениях хозяином. В одной из сохранённых купчих при продаже дома в Ольгино в 1916 году написано о том, что те, кто его покупает, обязуются «не открывать на своём участке заведений с продажею, кузниц, фабрик, заводов и других огнедействующих, загрязняющих воздух или нарушающих порядок и спокойствие, торговых и промышленных заведений». Первые жилые дома в Ольгино были построены в 1909 году. Но обширным планам Фёдора Михайловича Миронова помешали известные катаклизмы — мировая война, революции, Гражданская война… На землях деревни Сергеевка к северу от посёлка Ольгино ещё до Великой Отечественной войны была запланирована постройка большого посёлка — Жилгородка. В проектировании посёлка принимали участие специалисты мастерской известного архитектора Ивана Владиславовича Жолтовского, о котором мы писали в статье «Римский папа и хрущёвки» в выпуске № 25/132 от 28 июня 2019 года. Осенью 1942 года поселковый совет Железнодорожного получил предписание исполкома Балашихинского райсовета депутатов трудящихся и военного комиссара города. В нём говорилось, что в посёлке Ольгино и деревне Сергеевка предполагается «разместить бойцов 499-й строительной колонны ГУАС НКВД СССР в количестве четырёхсот человек».\ Так северо-западнее Ольгино в 1943 году началось возведение Жилгородка. Строительство вело Главное управление аэродромного строительства — ГУАС, а жителями посёлка должны были стать служащие военно-воздушных сил и их семьи. Жилгородок был окончательно спроектирован Жолтовским ещё в военном 1943 году, а построен уже после войны, в 1946-м. Строительство велось силами заключённых, военнопленных немцев и местных колхозников. В 1942 году произошла большая беда — взорвался арсенал с боеприпасами, расположенный в деревне Саввино. Много домов было разрушено. И это стало одной из причин принятия решения о строительстве Жилгородка. Туда въехали погорельцы и семьи пострадавших при взрыве арсенала местных жителей. Позже здесь давали жильё семьям фронтовиков и погибших на войне. Позднее, уже 1970-х, кто-то из администрации города приказал покрасить все дома безликим красным суриком… Но ещё в середине 2000-х Жилгородок сохранял все признаки своей уникальной архитектурной истории. Кстати, на севере Свердловской области имеется «двойник» Жилгородка — посёлок Полуночное, также спроектированный Жолтовским. Возможно, именно поэтому в Жилгородке Железнодорожного снимали финальную сцену фильма «Сказание о земле Сибирской». Антураж сибирской деревни кинематографисты нашли рядом с Москвой. А человек-легенда, энциклопедически образованная личность, образец творческого горения И.В. Жолтовский умер в 1959 году в возрасте 91 года. Даже памятник на его могиле на Новодевичьем кладбище — собственный проект Ивана Владиславовича. Он создавал его для оперной певицы Антонины Неждановой, но не успел выполнить… Святослав Коновалов