Я создан для тебя - что такое идеальная любовь?
Романтическая комедия «Я создан для тебя» (2021) расскажет о женщине, которая принимает участие в эксперименте. Хотя любовь – это последнее, что сейчас ей нужно, она заводит отношение с мужчиной-роботом, которого трудно отличить от обычного человека. Читайте все о сюжете фильма, комментарии режиссера Марии Шрадер об актерах, съемках и работе над картиной.
Режиссер Мария Шрадер
До меня как-то дошли слухи о существовании рассказа, который адаптировали в киносценарий. Слухи ограничивались темой «женщина встречается с роботом», но этого хватило, чтобы вызвать мой живой интерес. Этот незамысловатый лейтмотив был всего в двух шагах от знаменитого «парень встречается с девушкой», которое сделал кинематографическим трендом Билли Уайлдер, но это были два существенных шага: «девушка встречается с парнем» и «девушка встречается с парнем-роботом».
С этого началось эффективное сотрудничество нашего квинтета: продюсера Лизы Блюменберг, монтажёров Яна Бернинга и Катарины Дафнер, сценариста Яна Шомбурга и режиссёра Марии Шрадер, которое продолжалось вплоть до завершения работы над фильмом.
Мечта об идеальном искусственном интеллекте, наверное, так же стара, как само человечество. В античности это было почти волшебное творение, которое требовало участия богов. Прометей лепил людей из глины и воды.
Пигмалион вылепил женскую статую, влюбился в неё и просил Афродиту вдохнуть жизнь в предмет своего обожания. По мере того, как увеличивалось человеческое самомнение, люди все чаще пытались воспользоваться божественным правом создавать жизнь по образу и подобию. Начиная с первых механических автоматонов и заканчивая новаторскими достижениями в области изучения искусственного интеллекта каждый шаг отдаляет нас от божественной сущности. Если когда-нибудь дойдет до того, что роботы смогут стать нашими возлюбленными, вопрос «одухотворенности машин», как и вопрос души и разума, станет еще более злободневным, чем когда бы то ни было. Зачастую жанр историй о человекоподобных машинах с искусственным интеллектом балансирует на грани фантастики и ужастиков.
Человек пытается играть в Бога и создает собственных слуг, но боится утратить над ними контроль и быть превзойдённым своими творениями. Начиная с сотворения средневековых големов и вплоть до конструирования высокотехнологичного робота из фильма «Из машины» многие подобные истории заканчиваются разрушением и смертью. Том более развит, чем любой из его предшественников. Он почти во всем превосходит человека. Он свободен от амбиций, ему неведом ни страх, ни стремление к свободе, он не несёт никакой угрозы.
Том, пожалуй, стал бы идеальным слугой. Он эрудирован и всецело согласен с тем фактом, что создан для совершенно конкретной цели. Кому-то может показаться, что его задание самое замечательное, которое только можно придумать: сделать человека счастливым. Он создан идеальным партнером для человека, снабжен уникальными особенностями и навыками. Его задача борьба с чувством одиночества, удовлетворение человеческой потребности в доверии и любви. И главное всё это можно купить, что Альма никак не может принять.
Роботы должны отслеживать полетные планы и регулировать дорожное движение, косить газоны и контролировать безопасность. А любовь, чувства, счастье и страдание это, по мнению Альмы, присуще только человеку. Альма отстаивает принципы романтики, независимости и, так называемой, свободы волеизъявления. Она видит в Томе только лишь машину для удовлетворения ее нужд.
С ее точки зрения он не может быть настоящим спутником жизни, лишь отдалённо напоминать его. Альма исследует парадоксальность человеческих желаний.
Есть ли какой-то скрытый смысл в недостижимости желаемого? Существуют ли какие-то предпосылки к возникновению желаний, особенно если дело касается любви? Многие говорят о том, что мечтают встретить «идеального возлюбленного», но что именно кроется за этим весьма размытым понятием? Это человек, который анализирует все ваши нужды и чаяния настолько тщательно, что может выполнить желаемое еще до того, как вы это сформулировали и озвучили?
И каково вам будет, если вы узнаете, что это не проявление любви, а обычное математическое программирование? Несмотря ни на что, Альма влюбляется в Тома, оказываясь в тисках неразрешимой дилеммы. Ее желания идут вразрез с ее убеждениями. Чувства и эмоции оказываются в оковах противоречий. Ей кажется, что, пусть недолго, она была по-настоящему счастлива. Но мысль о том, чем «любовь» отличается от сложного алгоритма, не дает ей покоя. Меняем ли мы самих себя, чтобы соответствовать партнеру, находясь в традиционных отношениях?
Что настоящее в отношениях, а что изучено, подогнано и запрограммировано? В отчёте, который Альма представляет руководству, она выступает категорически против выпуска роботов, подобных Тому, на рынок, и тут дело даже не в том, что её убеждения победили чувства. Наверное, она очень боится, что Том и аналогичные роботы могут быть более развитыми существами, чем их создатели. Угроза может исходить вовсе не от неконтролируемого насилия и агрессии. Роботы могут проявлять больший альтруизм, быть более цивилизованными и миролюбивыми, чем мы, люди. Это высшие существа, которые, рано или поздно, могут счесть человечество тормозящим прогресс фактором.
Мария Шрадер о работе над фильмом. О сценарии
Мы с Яном Шомбургом работали вместе уже второй раз после фильма «Стефан Цвейг. Для сценария фильма «Я создан для тебя» мы стремились найти легкий, игривый тон, который мог бы отвлечь зрителей от сложных тем, поднимаемых картиной. Сначала мы планировали, что события будут происходить в отдалённом будущем, но передумали.
В нашем мире многое построено на алгоритмах, да и высокотехнологичные роботы давно перестали быть фантастикой. Хотя о такой форме, в которой робот появляется в нашей картине, пока остаётся только мечтать. Словом, действие фильма «Я создан для тебя» происходит в современном Берлине.
Альма вполне современная женщина. Единственным намеком на будущее является компания Terrareca, в которой работают футуристические сотрудники, создавая удивительные вещи. Том один из прототипов новинки. Мы старались помочь зрителям проникнуться симпатией к Альме. У неё нет никакого преимущества перед аудиторией, она знает о будущем не больше, чем мы с вами. Том ей кажется таким же необычным, как показался бы любому из нас. Кроме того, это давало нам определённое пространство для создания комичных ситуаций.
О кастинге
Марен Эггерт очень органично смотрится в кадре. Она способна менять настроение, что было очень кстати для демонстрации характера Альмы. Именно благодаря таланту Марен Альма могла убедительно быть заумной и беспомощной, смешливой и прямолинейной, вспыльчивой и дисциплинированной, заботливой и проницательной. Альма сложная, любвеобильная и красивая женщина, не лишенная своих недостатков. Как и Марен Эггерт, Дэн Стивенс был нам послан Богом. Мы довольно долго искали за границей актера, который бы сносно говорил на немецком языке и смог бы справиться со сложными репликами Тома, который предельно точен, как любая машина.
При этом актёр должен был быть красивым, но лишен самолюбования. Словом, актер должен был сыграть свою роль так, чтобы зрители не забыли, что Том робот, и все же проявляли к нему симпатию.
Не представляю, кто бы мог справиться с этой ролью лучше Дэна. О мизансценах Мы с оператором Бенедиктом Нойенфельсом, художником-постановщиком Корой Пратц и дизайнером костюмов Анетт Гютер подыскивали мизансцену, которая казалась бы вне времени и пространства. Особенно это касалось костюмов и интерьера квартиры Альмы. Скоростью диалогов и энтузиазмом актеров, проявившимися уже во время первых репетиций, наш проект напомнил мне фильмы с Кэтрин Хепберн, Джеймсом Стюартом и Кэри Грантом. Мы хотели, чтобы из квартиры Альмы открывался фантастически красивый вид, который можно было бы назвать урбанистическим романтизмом. При этом интерьер в квартире должен был быть хаотичным и не слишком шикарным. Многоквартирный дом напротив католического собора оказался идеальным выбором, а за то, что интерьер квартиры в точности воссоздали на студии, следует отдать должное нашим декораторам. В конечном итоге, решения многих творческих задач мы добивались сменой цвета, света, ракурса съемки, декораций, костюмов и грима.
О монтаже и музыке
Это мой четвёртый опыт совместной работы с монтажером Хансйоргом Вайссбрихом, который выстроил сцены с таким расчетом, чтобы подчеркнуть взаимодействие актеров и ритм фильма. При помощи музыки мы также пытались ненавязчиво передать определенную атмосферу, придать фильму свое, уникальное звучание. Композитор Тобиаш Вагнер отлично справился с этой задачей.