Рецепт прост: как попасть в конкурсную программу Венецианского кинофестиваля

Россия будет представлена на Венецианском кинофестивале сразу в двух программах – в основой части конкурса покажут фильм российского режиссерского дуэта – Наташи Меркуловой и Алексея Чупова – «Капитан Волконогов бежал». В главной роли выступил Юрий Борисов, который также сыграл и в другом венецианском номинанте в программе «Горизонты EXTRA» — в фильме Владимира Битокова «Мама, я дома». Коллегами по фильму стали Ксения Раппопорт, Екатерина Шумакова и Александр Горчилин.

Рецепт прост: как попасть в конкурсную программу Венецианского кинофестиваля
© Слово и Дело

Фильму про капитана Волконогова придется побороться с картинами настоящих классиков европейского кино. Со своими лентами выступят Педро Альмодовар («Параллельные матери»), Пабло Ларраин («Спенсер»), Паоло Соррентино («Рука бога»), Пол Шредер («Холодный расчет»).

Волконогов и Битоков

Действие фильма Меркуловой и Чупова происходит в период сталинских репрессий. Капитан Федор Волконогов служит в правоохранительных органах. Он состоит на хорошем счету у руководства и пользуется уважением. Однако идиллию резко нарушает преступление – Волконогова объявляют преступником. В один момент он превращается в изгоя, которого презирают и разыскивают бывшие коллеги.

Ночью с того света появляется вестник и предупреждает Волконогова, что капитан обречен на вечные муки в Аду. Однако он может попасть в Рай, в случае, если хотя бы одна жертва согласится простить его. Волконогов вступает на тяжелый путь, чтобы получить прощение.

Фильм Владимира Битокова «Мама, я дома» расскажет о переживаниях матери из Карачаево-Черкессии, чей сын погиб с Сирии.

Извиняемся за себя

В очередной раз на международные кинофестивали попадают фильмы, главной темой которых является чувство вины и извинение перед всем миром – за то, что мы такие. С такой историей, с репрессиями как в прошлом, так и в настоящем (по мнению Запада), без свободы слова и постоянно ждущие наказания. При том, чаще всего на такие фестивали от России попадают фильмы с политической тематикой, чего не прослеживается у других режиссеров.

Например, фильм «Рука бога» Паоло Соррентино расскажет о впечатлениях режиссера о событиях молодости, когда аргентинец Диего Марадона забил легендарный гол в решающем матче с Англией. Тот гол получил название «Рука бога», и в том же году ушли из жизни родители режиссера.

Фильм Педро Альмадовара «Параллельные матери» с Пенелопой Круз расскажет о двух женщинах, ставших матерями в один день. Зритель увидит, как по-разному может сложиться жизнь человека в зависимости о времени и обстоятельств.

«Спенсер» Пабло Ларраина расскажет о переломном периоде в жизни принцессы Дианы, когда она решается на развод с принцем Чарльзом. Главную роль Дианы исполнит Кристен Стюарт. Ожидается, что по жанру фильм будет биографической драмой.

Пол Шредер представит криминальную драму «Холодный расчет». Здесь будет и разрушение личности под жаждой мести, искупление, настоящая дружба и вражда.

И только от нас – политические извинения перед Западом. Тема исторической несправедливости – то, что стабильно «купят» западные кинокритики, и это вопрос не киноискусства, а политики. Схема до боли знакома: если хочешь попасть в крупные кинофестивали – от Оскара до Канн и Венеции – сними фильм, в котором наш человек страдает от политического гнета. Не важно, насколько ты гениальный режиссер, сойдет все – от «Левиафана» Звягинцева до «Дорогих товарищей!» Кончаловского.

Это нисколько не умаляет талант российских режиссеров. Но сколько можно эксплуатировать историческую тематику и несправедливость? А ведь советским режиссерам удавалось завоевывать статуэтки мировых кинофестивалей и без акцента на противостояние человека и системы. Кажется, где-то там и рождались по-настоящему гениальные картины. Венецианский кинофестиваль состоится с 1 по 11 сентября 2021 года. 

Ранее «Слово и Дело» рассказывало все, что известно о главных номинатах на премию «Эмми», вручение которой состоится 19 сентября 2021 года.