Мышление как клип: правильно ли говорить о массовой деградации

В августе 2008 года в журнале The Atlantic вышел текст Николаса Карра «Неужели Google делает нас тупыми?». Оно содержит до боли аргументированную информацию о том, что по мере использования интеллектуальных технологий мы неизбежно начинаем приобретать качества этих технологий.

Мышление как клип: правильно ли говорить о массовой деградации
© Слово и Дело

«За последние несколько лет у меня возникло неприятное ощущение, что кто-то или что-то возится с моим мозгом, перестраивает нейронные схемы, перепрограммирует память. Мой разум не меняется – насколько я могу судить – но он меняется. Я думаю не так, как раньше. Я чувствую это сильнее всего, когда читаю», — отмечает в своей колонке Карр.

Процесс становления Сетью неощутим, и 400 поисковых запросов «зависимость от TikTok» в месяц по сравнению с миллионами скачиваний этого приложения также говорят о невозможности многих осознать процесс переустройства своего мышления в русло оперативной обработки краткой информации, который вместе с многозадачностью, быстрой реакцией и защитой от информационного перегруза награждает человека изъянами. Мы начинаем мыслить самыми примитивными формами представления информации – образами, становимся подвержены эмоциональному воздействию, разучиваемся отделять полезное от информационного шума.

Так называемое клиповое мышление, вопреки мнению многих, заключается не столько в высокой скорости переключения между информацией, сколько в утрачивании человеком способности устанавливать логико-смысловые связи между ней. Мы не утруждаем себя процессом анализа, потому что либо убеждены, что за нас это кто-то уже сделал и упаковал, либо считаем текст или изображение несущественным для себя.

Клиповость мышления часто доказывают работой человека с визуальными данными, прежде всего видео. Тенденция пристрастия к коротким видеорядам прослеживается с клипов MTV начала 90-х до социальных сетей, контент которых представляет собой ролики хронометражем от 15 до 90 секунд – TikTok, Likee, Reels и другие. Последние все чаще стали ассоциировать с орудиями для манипуляции и пропаганды вещей, калечащих молодое поколение – митингов, голого тела, курения, музыки с матом. Но самое важное – деградации.

На самом деле не все так черно: доступность в процессе создания визуального контента помогает стимулировать творческое начало в человеке, не бояться пробовать себя в роли постановщика, певца, актера или модели. Не стоит забывать и о том, что для того, чтобы попасть в тренды нужно понять, как работают алгоритмы приложения, обращающие внимание на построение кадра, словесное изображение, используемые редакторы для монтажа, движения и мимику участвующих в кадре. Получается этакая режиссерская работа.

Настоящий режиссер и художественный руководитель школы короткометражных фильмов «Кинографика» Александр Виноградов рассказал редакции «Слово и Дело», что и в сфере «короткого метра» объем производства увеличивается, но он зачастую также не сопряжен с ростом качества.

«Месяц назад в Санкт-Петербурге проходил фестиваль короткометражных фильмов «Кинограмм». Из 3500 присланных работ достойных было около десятка. Чтобы мне кино понравилось, у него должен быть нетривиальный цепляющий сюжет. Если я изначально понимаю, что в конце фильма хорошая девочка с плохим парнем убегут в закат, я не продолжаю его смотреть».

В основе фильма должна лежать история, конфликтная ситуация, в результате которой герои поведут себя непредсказуемым образом. И это правило работает для сюжета любого интересного кино, как полнометражного, так TikTok-формата, убежден кинорежиссер. Возможно, следуя этому правилу, желающим творить в соцсетях удастся делать кривлянья под музыку и челленджи полезными и качественными?

При всей распространенности теории клиповой культуры, мнение о том, что люди превращаются в роботов, способных мыслить только мозаично, ошибочно. Да, социальные сети и телевидение предлагают нам информацию, не требующую критической оценки. И некоторые, действительно, избирают для себя в качестве единственного источника вырванные из контекста предложения или необязывающие думать короткие видеоролики. Но большинство людей привлекают сжатые форматы только потому, что они отвечают запросу на быстрый темп жизни. Так, например, практически 70% жителей нашей страны смотрят сторис в Instagram и сериалы с сериями по 10-15 минут только для того, чтобы скоротать время в дороге или расслабиться.

Мы убеждены, что и при просмотре видео в 15 секунд можно мыслить не клипово. Главное знать меру и не переставать быть «человеком книги». Другими словами, нужно заставлять себя углубленно что-то изучать: например, прочитать растиражированную подаренную на день рождение книгу до конца, проанализировать демотивирующий тик-ток, подискутировать с друзьями над постом политика, научиться записывать свои мысли с утра и… хотя бы изредка устраивать цифровой детокс.